ТОСТ В ЧЕСТЬ ТАМАРЫ

Тамара Гвердцители - одна из самых женственных певиц на нашей эстраде. Романтично-возвышенная на сцене, в жизни она проста, контактна, ценит юмор

- Тамара, три года назад все газеты обошла красивая история вашей любви с мужем - хирургом Сергеем Амбатьело. Он, кроме всего прочего, еще и написал балладу "Небо", с которой начиналась ваша недавняя сольная программа. Скажите, за это время ваши отношения не поувяли?.. Ваша любовь продолжается?
- Мы по-прежнему счастливы.
- Хотя вы с Сергеем из совсем разных миров... Кстати, в некоторых публикациях его называют вашим продюсером. Это так?
- Слава Богу, в моих делах он не участвует.
- Продолжает врачебную практику?
- Конечно, и преподавательскую тоже - он же профессор.
- Извините, а нет ли у него желания использовать ваше влияние и ваши миллионы, чтобы самому подняться на иной уровень - например, открыть свою клинику, как это сделала жена певца Александра Малинина?
- Вы нам прямо бизнес-план нарисовали! Что касается моих миллионов... Так это же миллионы рублей. На них клинику не создашь. Впрочем, Сергей к этому и не стремится. И он, считаю, прав: негоже мужчине пользоваться достижениями женщины, даже если она - его жена.
- В своих интервью, я заметил, вы часто обращаетесь к слову "судьба".
- Да, я законченная фаталистка. Между прочим, по-грузински у слов "судьба" и "счастье" общий корень. То есть счастье - это момент, когда судьба поворачивается к тебе лицом, одаривает тебя. Женская судьба очень зависит от мужчины, который рядом. Мужчина может и сломать женскую судьбу... Ведь мы больше, чем сильный пол, подвластны своим чувствам. Особенно на начальной стадии общения.
- Получается, мужчина и женщина - антагонисты?
- Антагонизм между ними есть. Но главное - понимать, за что борешься, и не увлекаться самим процессом борьбы. Когда мужчине удается сломать, подчинить себе женщину, то он же первый начинает ощущать дискомфорт, выказывать недовольство... А ведь то, что женщина начинает увядать, ухудшается ее моральное состояние, - его рук дело.
- А что, интересно, на этот счет сказала бы ваша любимая Марина Цветаева, на стихи которой вы выпустили диск своих песен?
- Что бы она сказала? В одной своей поэме Марина уверяет, что все перемелется: станет мукой то, что было м укой... Впрочем, каждая женщина свое счастье и несчастье переживает сугубо индивидуально.
- Думаете ли еще создавать песни на стихи Цветаевой?
- Я не остыла, работы впереди - непочатый край. Хотя писать все тяжелее и тяжелее. У Цветаевой абсолютно сумасшедший темпо-ритм чувств, особенно в поздних стихах, и надо быть, наверное, по меньшей мере Скрябиным, чтобы создать достойный музыкальный эквивалент.
- Тамара, одно время вы довольно много работали в Западной Европе, плодотворно сотрудничали, например, с Мишелем Леграном. Но, похоже, эта глава вашего творчества завершена...
- Почему? Сейчас готовлю новую программу для европейского тура. С удовольствием использую возможность соприкоснуться с прекрасной зарубежной музыкой уже прошлого, ХХ столетия, причем не только с эстрадной песней, а еще и с опереттой, мюзиклом. Начну, наверное, с франкоязычных стран...
- А ваша пылкая дружба с Леграном продолжается?
- Вот именно - пылкая дружба (смеется, так как в свое время многие писали, будто у очаровательной певицы и седовласого маэстро разыгрался бурный роман. - Прим. авт.). Не так давно месье Легран был в России и мы обсуждали один наш кинопроект, к которому он согласился писать музыку.
- Отрадно слышать, что в нашем кинематографе "крутятся" такие деньги, которые способны привлечь столь маститого композитора, как Легран...
- Дело тут как раз не в деньгах. Леграна нашими гонорарами не соблазнишь. Просто он - творческий человек, и его увлек замысел.
- Вы в этом фильме будете петь или, может, играть роль?
- И то, и другое. Специально "под меня" пишется сценарий. В центре внимания - судьба человека, который родился в Советском Союзе и вынужден был пережить развал великой страны.
- Неужели такая тема может иметь удачную кинопрокатную судьбу?
- Думаю, да. Намечается собрать очень интересные силы - актерские и постановочные. Для поколения 15-летних, конечно, это будет не слишком интересно, а вот уже для 25-летних - другое дело. У нас всех есть какие-то болевые точки в сердце, какие-то струны в душе, которые эта картина заденет.
- Тамара, давненько не видно ваших новых видеоклипов...
- Как раз сейчас Андрис Лиепа, который был режиссером моего сольного концерта весной этого года в зале "Россия", собрался снимать такой клип...
- Боже, да он еще и клипы снимает!
- Да, ему мало балета, режиссуры...
- Слышал, что сам он называет себя "креативным продюсером"...
- Я ненавижу модные иностранные неологизмы. Нынче все подались в креативщики. Андрис - действительно генератор идей. Мы с ним совершенно разные, воспитанные на разных традициях, у нас разный темперамент, однако в этой нашей несов-местимости удивительным образом обозначается тяга полюсов друг к другу.
- Крайности сходятся?
- Я со многими режиссерами работала и на Западе, и в России, но то, как "видит" меня Андрис, меня покоряет.
- Вы недавно познакомились?
- Давно. Но в прошлом году неожиданно "пересеклись" в новогоднем шоу в Венеции, договорились о совместном проекте, однако что-то у нас не получалось. Впрочем, я не расстраивалась, а думала, как водится, что надо доверять судьбе, а она все расставит по своим местам.
- Вы не опасаетесь, что Лиепа, хватаясь за разные проекты, быстро изменит вам как постановщик и увлечется другими исполнителями?
- На самом деле: вот и концерт Михаила Шуфутинского в "России" он делал, и множество фестивалей ставил. Но, к счастью, его пока что на все хватает. Лиепа из артиста вытягивает то, о чем тот и сам не подозревал, выворачивает наизнанку, обнажает... Нет, меня не раздражает "всеядность" Андриса.
- К вам обращаются за помощью молодые грузинские певицы, которым не выбраться за пределы Тбилиси?
- Я на многих конкурсах поддерживала грузинских девочек. Но, знаете, нынче они особо не рвутся в Москву, в Россию. Сейчас ведь везде свой локальный шоу-бизнес. Если артист - звезда шоу-бизнеса даже маленькой страны, то у него все нормально. Вот дочке Нани Брегвадзе, певице Эке, вполне хватает популярности в Грузии.
- Тамара, грузинские мужчины любят произносить тосты. А грузинские женщины?
- Наше дело - слушать их в исполнении мужчин. Женщины в Грузии, вы знаете, ведут себя скромнее.
- Ну а когда грузинские женщины собираются своей компанией, то что же - молчат?
- Почему же? Я выросла среди застолья, знаю все застольные песни, тосты. Когда грузинки собираются на девичник, то также подолгу и красиво произносят тосты. По крайней мере все было именно так, когда мы встречались с подружками в консерваторские годы и мечтали, желали друг другу счастья...
- А чего пожелаете читателям "Труда"?
- Раньше все смеялись над транспарантами типа "За мир!", "Позор поджигателям войны" и т.п. А теперь задумались, столкнувшись с волной злобы, насилия, террора, о том, что благополучие, мир и покой - действительно самое главное. Хорошо, когда на улицах не стреляют, когда в ваш дом не врываются "чужие". Для любой женщины - матери, сестры, дочери - самое главное, чтобы были здоровы и удачливы ее близкие и любимые люди. Я не боюсь лишний раз произнести высокие слова, потому что они обладают материальной силой, и мир оттого может, надеюсь, стать чуть-чуть лучше.