НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАВАЖДЕНИЯ
Сегодня русский язык из темы дипломатических препирательств между
НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАВАЖДЕНИЯ
Сегодня русский язык из темы дипломатических препирательств между МИДами России и Украины вылился в горячие споры и конфликты.
Достаточно сказать, что Верховная Рада Украины уже приняла в первом чтении поправки к административному кодексу, устанавливающие штрафы на телеканалы, которые показывают слишком много фильмов и программ на русском языке или недостаточно используют государственный язык. Совет по вопросам языковой политики при президенте разработал правительственный документ "О дополнительных мерах по расширению сферы функционирования украинского языка как государственного". Постановление устанавливает украинский язык обязательным и основным средством общения на всей территории Украины. И, переходя от слов к делу, предусматривает перевод вузов на украинский язык, дерусификацию всех сфер социальной жизни. Украинские граждане, не умеющие применять "мову" при исполнении должностных обязанностей, вскоре могут остаться без работы. И это несмотря на то, что официальный Киев в конце прошлого года ратифицировал Европейскую хартию региональных языков.
Проблема русского языка в Украине на глазах превратилась из бытовой в политическую и стала одной из горячих. Все настойчивее звучат голоса с требованием предоставить русскому языку официальный статус. И это естественно в государстве, где не менее половины населения говорит и мыслит по-русски.
На первый взгляд трудно понять людей, которые на референдуме 1 декабря 1991 года проголосовали за создание независимого украинского государства, а теперь чувствуют себя "чужаками" в своей стране только потому, что отныне вынуждены изучать украинский, то есть официальный язык государства, а детей воспитывать и обучать на том же государственном языке.
Казалось бы, спор выеденного яйца не стоит - можно выучить украинский и знать русский язык. Киевский центр политологических исследований и конфликтологии, Международный институт социологии провели специальные исследования во всех регионах государства. По их результатам, за преподавание русского языка в украинских школах в том же объеме, что и украинского, высказывается 48,8 процента граждан Украины. И лишь 17,4 процента считают, что его нужно преподавать как иностранный.
Однако все тревоги русскоязычных граждан Украины становятся понятными: в стране осталась лишь треть русских театров, в десять раз сократилось количество русских школ. В том же Киеве из 412 общеобразовательных школ - русскоязычных лишь 9. Похожая ситуация с детскими садиками.
А ведь население украинской столицы примерно на четверть состоит из этнических русских. Всего же на русском языке общается около 70 процентов киевлян. "Я воспринимаю и разделяю идею о том, что украинский язык должен быть государственным и надо свободно владеть им, - отметила в беседе с нашим корреспондентом Маргарита Гайдук, директор одной из немногих русских школ, - но все надо делать с умом".
Все начинается с малого. И вот уже во Львове улица Пушкина переименована в улицу генерала Чупринки - эсэсовца, а улица Лермонтова - в улицу Джохара Дудаева. Можно по-разному относиться к этим генералам, но в чем виноваты поэты, которых почитает просвещенный мир и многие львовяне?
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Наступление на русский язык автоматически ведет к наступлению на русскую культуру, которая развивалась совместно с украинской и связана с ней вековыми кровными узами.
Конечно же, "Сашком Гарматным" Александра Пушкина на уроках русской литературы в украинских школах пока еще не называют, но разговор о романе "Евгений Онегин" ведется на украинском языке. И "Сказка о царе Салтане" декламируется тоже на "мовi". Не парадоксальна ли для Украины сама ситуация, когда русскую литературу изучают в переводе на украинский? Ведь во всем мире считается благом иметь возможность читать произведение в подлиннике.
Еще печальнее положение с изучением в украинских школах русского языка. В начальных классах он вообще отсутствует, а с пятого по девятый на него отводится два часа в неделю. Более того, в некоторых областях за преподавание русского языка должны платить или муниципалитет, или сами родители. Это уже воспринимается как притеснение не только русской культуры на Украине, а самого украинского народа.
Кроме закона о языках, еще имеется и закон "О национальных меньшинствах Украины", на что очень любят ссылаться официальные лица. Он гарантирует гражданам, независимо от их национального происхождения, равные политические, социальные, экономические и культурные права и свободы. В том числе на пользование родным языком и обучение на нем. На деле же законы "Об информации", "О телерадиовещании", "О печатных СМИ" жестко вытесняют русское слово из информационного поля Украины.
Два закона - о языках и национальных меньшинствах - по жизни противоречат друг другу. Впрочем, в какой мере они касаются тех, кто говорит по-русски, - являются ли они национальным меньшинством? Ответ находим в статье 10 украинской Конституции: "В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств".
Парадокс ситуации, однако, в том, что в Украине, кроме 11 млн. этнических русских, по-русски говорят около 20 млн. украинцев. И если русские стали в Украине национальным меньшинством, то как быть с русскоговорящими украинцами? К национальным меньшинствам их уже не отнести, разве что к "чужим среди своих". Во всяком случае они считают, что эта конституционная статья напрямую поражает их конституционные права.
СТИХИЙНАЯ РЕАКЦИЯ?
И официальные круги, и лидеры националистических объединений пытаются представить нынешние антироссийские акции стихийной реакцией на гибель композитора Игоря Билозира. Этот трагический случай стал для украинских национал-радикалов, особенно из галичан, спасительным кругом. Предложив в свое время Леониду Кравчуку национальную идеологию построения независимого украинского государства, они были активно востребованы, заняв более или менее значимые должности практически по всей стране. Сейчас "незалэжнисть" надо наполнять новым содержанием, конструктивными идеями и программами экономического развития государства. Одной только "национальной гордости малороссов" для этого недостаточно.
Стоит задуматься, почему, несмотря на "национальное возрождение", количество названий изданных украинских книг упало до уровня 1958-го, а их общий тираж - 1940 года? Схожая картина и с прессой. Кто виноват? Конечно же, "империя", которая заполонила прилавки боевиками, эротикой да дешевыми детективами на русском языке. И тем самым проводит свою экспансию.
Но русскоговорящие граждане Украины также, оказывается, недовольны такой ситуацией. "Русские" украинцы озабочены тем, что в стране не издаются учебники для русских школ, русская классика, а телеэкраны заполонило иностранное "мыло". Их же сограждане, говорящие только на государственном, тревожатся практически о том же - не хватает украинских учебников для школ, не хватает научных пособий на родном языке для высших учебных заведений, низко качество того, что издается...
Вот и занервничали "самостийщики", почуяв свою государственную несостоятельность.
И еще один, возможно, самый глубокий корень вспыхнувшей националистической истерии: аналитики прогнозируют в Украине на осень системный кризис, который может резко обострить и экономическую, и политическую ситуацию в стране. А у официального Киева и трибунных националов, как известно, во всем виноваты "кляти москали".
Вице-премьер украинского правительства Николай Жулинский в конце июля общался во Львове с местными гражданами. И без излишней дипломатии сообщил, что президент и правительство стоят на национальных позициях. "Мы разработали концепцию развития гуманитарной политики страны, - подчеркнул он. - В ее основе идеология национального державотворения".
Наверное, многие согласятся, что в самом стремлении построить украинское государство ничего предосудительного нет. Как говорится, Бог в помощь. Но почему "державотворение" надо начинать с насаждения ненависти ко всему русскому? И напрочь не воспринимать того, что русские и русскоговорящие граждане Украины живут в ней. Для них Украина - родина. Вот они и требуют удовлетворить свои вполне законные права - придать русскому языку статус если не второго государственного, то хотя бы законодательно закрепить за ним официальный статус.
Чего можно добиться, упорствуя в пренебрежении ко всему русскому? Озлобить русских и тех, кто говорит по-русски, не только в Украине, но и в России. Сделать их врагами самой идеи - построить новое украинское государство, по-настоящему свободное и демократическое. Нужно ли доказывать, что на пути к этому пришло время всем вместе в Украине превратить русский язык из "троянского коня российского империализма" в крылатый Пегас, вдохновляющий два родственных народа на взаимное доверие и на духовный расцвет.