«Аэрофлот» получил Boeing 777. Как тут не вспомнить недавние заявления руководства авиакомпании об «импортозамещении» в небе?
На нынешней неделе эти события почти совпали по времени: «Аэрофлот» получил Boeing 777 и поделился радостью с журналистами, пригласив их полюбоваться новеньким лайнером. А в подмосковном небе разбился в испытательном полете Ил-112В, надежда нашей военно-транспортной авиации. Совпадение случайное, но вполне знаковое.
Главное отличие Boeing 777-300ER от предыдущих 19 лайнеров этого типа, уже работающих на дальних маршрутах «Аэрофлота», — новый интерьер и компоновка салонов. Атмосфера первого показа лайнера вышла праздничной: в ангаре № 5 аэропорта Шереметьево сияли гости, хозяева и новенький самолет.
Теперь он вмещает 427 пассажиров и имеет три класса обслуживания. Гордость перевозчика — салон бизнес-класса, оборудованный индивидуальными каютами. 28 кресел отделены друг от друга перегородками и раскладываются в двухметровую кровать. Легким движением руки кабинет превращается в элегантную спальню. «Приватное пространство, освещение, опция «не беспокоить» — все как в хорошем отеле», — рассказывает старший бортпроводник Асия Лапина.
Такой комфорт не может быть дешевым. Билет бизнес-класса из Москвы во Владивосток стоит от 300 тысяч рублей. Экономкласс — почти в четыре раза дешевле. Хотя на новом лайнере он тоже выглядит эффектно. Синяя с охрой цветовая гамма, шаг кресел — 80 см, колени не вонзятся в спину впереди сидящего пассажира. Класс «Комфорт» еще просторнее, он вмещает 24 места. Чехлы на креслах из жаккардовой ткани. Мониторы Panasonic с навороченной системой развлечений — там и кинопремьеры, и 600 часов музыки, и аудиокниги — доступны каждому пассажиру.
В общем, российского в этом воздушном судне — логотип «Аэрофлота» и имя писателя Даниила Гранина на борту. Широкофюзеляжный Boeing 777 — самый большой в мире двухдвигательный самолет (его называют Triple Seven, а у нас попросту «три топора») — считается иконой гражданской авиации. Американский концерн Boeing выпустил его в середине 1990-х, а время спустя на рынке появилась доработанная версия — Boeing 777-300ER с удлиненным фюзеляжем, вместительный, экономичный, рассчитанный на дальнемагистральные полеты — до 14,5 тысячи км против 11,1 тысячи км в обычной версии. С тех пор он стал частью флота крупнейших мировых авиакомпаний.
Напомним, что в начале 2000-х иностранная авиатехника еще не до конца завоевала воздушный флот наших перевозчиков. Российский Ил-96-300 работал на дальних маршрутах «Аэрофлота» в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и США. Но его вытеснили «иномарки» — сначала с престижных международных рейсов, а потом Ил-96 вовсе был выведен из эксплуатации.
Новый Boeing 777 тоже начнет прокладывать маршруты на международных направлениях. Рейсы этой осени — Дубай, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Дели, Мале и Сейшелы. Появятся ли новые машины на российских маршрутах? По словам директора по маркетингу «Аэрофлота» Антона Мягкова, авиакомпания анонсировала приобретение еще двух самолетов этого типа в новой компоновке до конца года. Они будут работать на самых востребованных направлениях, в том числе на внутренних дальних перелетах в Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский...
Как тут не вспомнить недавние заявления первых лиц «Аэрофлота», что в его планы входит «импортозамещение» в небе? То есть парк будет планомерно пополняться воздушными судами отечественного производства. Что стало с этими намерениями? На этот вопрос «Труда» Антон Мягков ответил, что планы остались прежними, но с существенным уточнением.
«Российские самолеты Sukhoi Superjet и МС-21 будут поставляться в дочерние компании Группы, — сообщил он. — Не исключено, что с появлением новой версии Ил-96 его снова возьмет на вооружение национальный перевозчик. Но сейчас адекватной замены Boeing 777, в том числе и по экономическим характеристикам, просто нет. «Аэрофлот» намерен укреплять имидж премиальной авиакомпании. И на равных конкурировать с такими гигантами гражданской авиации, как Emirates или Qatar Airways. В конце концов это не только коммерческий вопрос, но и вопрос национального престижа».
Получается, что российские лайнеры у нас в основном для внутреннего пользования. Да и то не сейчас, а когда-нибудь потом...