Инициатором такой встречи выступил Вашингтон. Конкретно - госсекретарь Кондолиза Райс, которая на протяжении последних полутора недель не упускала ни одной возможности, чтобы пригрозить России различными санкциями за "вторжение на территорию суверенного государства". Последнее предупреждение она озвучивала уже на борту самолета, летевшего в Бельгию. "НАТО не позволит Москве одержать победу в Грузии, дестабилизировать ситуацию в Европе и выстроить новый железный занавес, - вещала американским журналистам госсекретарь.
В качестве рычага давления она предлагает использовать не только военные и дипломатические меры, в частности, приостановить совместные военные учения и встречи с российской стороной на министерском уровне, но и, возможно, вообще закрыть Совет Россия - НАТО. О еще одном способе наказания - лишении России места в "большой восьмерке" - госсекретарь говорит намеками. Так, она заявила: Москва может забыть о возможности когда-либо присоединиться к "экономическим встречам" G8. В "большой восьмерке" министров финансов не существует. Сомневаюсь, что она когда-либо будет", - пригрозила Райс. Кроме того, госсекретарь потребовала от Москвы прекратить полеты стратегических бомбардировщиков дальней авиации: "Что у нас есть: полеты русских "Медведей" (Ту-95) вдоль норвежского побережья, даже вдоль границ с США. Это очень опасная игра, от которой русским следует отказаться".
Неожиданно против столь жесткого давления выступил главный союзник США - Великобритания. Глава британского МИДа Дэвид Милибэнд, еще недавно резко критиковавший Россию за развязывание холодной войны, на натовской встрече предупредил: изоляция России обернется против самого Запада.
Сравнительно умеренную позицию заняли Турция, Бельгия, Франция, Италия и Германия (последняя, несмотря на заявление канцлера Ангелы Меркель, пообещавшей Тбилиси присоединение к альянсу). Восточная Европа настроена более радикально: Латвия и Польша поручили своим представителям добиваться на натовской встрече скорейшего предоставления Грузии и Украине Плана действий по членству в альянсе (кандидатского билета в НАТО). Хотя вопрос, скорее всего, будет решен не раньше декабря, как и было запланировано. Даже Кондолиза Райс призывает здесь не торопиться: "Не думаю, что мы ускорим предоставление ПДЧ для Грузии". Однако шансов, что в конце года Тбилиси и Киев все-таки получат вожделенный кандидатский статус, после событий вокруг Южной Осетии все больше.