РУБЕЖ - 60 000 КИЛОМЕТРОВ

Первым заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России назначен генерал-лейтенант Владимир Рожков. С 1964 года он последовательно проходил службу на пограничной заставе, в отряде, пограничных округах, а также в центральном аппарате пограничного ведомства РФ. Первое свое интервью в новом качестве генерал дал специальным корреспондентам "Труда".

- Владимир Васильевич, с 1 июля пограничники решают поставленные перед ними задачи в составе Федеральной службы безопасности. Насколько серьезны кадровые перемены в реорганизуемой Пограничной службе?
- Достаточно серьезны, хотя и проходят в рамках обычной кадровой ротации и планового сокращения ряда должностей, которые дублировались в двух самостоятельных ведомствах - ФСБ и ФПС. Поэтому точнее, наверное, говорить не о реорганизации, а об оптимизации пограничного ведомства. Касается она в основном центрального аппарата. Естественное при этом его некоторое сокращение - не самоцель, а результат передачи пограничных структур в систему органов ФСБ и определенной переориентации на новые задачи. После последних кадровых назначений почти полностью сформирована новая команда пограничного руководства, которой и предстоит перевести эти изменения в практическую плоскость.
- То есть прежний аппарат руководства пограничного ведомства был не оптимален?
- Он был вполне оптимален для самостоятельной структуры, которая, подчеркну, достойно решала поставленные задачи. Но меняются приоритеты - меняются и подходы в работе. Вполне естественный процесс. Учитывая достаточно сложную, если помните, обстановку на ряде участков границы в последние годы, к любым изменениям в пограничных структурах подход всегда был и будет, скажем так, очень аккуратным. И это правильно - граница суеты не приемлет. Но и откладывать вставшие перед нами проблемы до лучших времен тоже не стоит. Задач у пограничников достаточно: участие в борьбе с организованной трансграничной преступностью, терроризмом, контрабандой, нелегальной миграцией, охрана национальных биоресурсов, обеспечение экологической и информационной безопасности.
- В чем своеобразие условий, в которых приходится работать российским пограничникам?
- Во-первых, мы имеем дело с самой протяженной в мире границей: свыше 60000 километров. Это, по сути, полтора экватора планеты. Отдельный вопрос - наши морские границы и 9 миллионов квадратных километров подконтрольных морских пространств. Наши рубежи проходят с запада на восток через 12 часовых поясов, а с севера на юг - от Арктики до Кавказа. То есть условия охраны государственных рубежей уникальны сами по себе. С нами граничат 16 государств, различных и по уровню экономического развития, и по государственному устройству, и по политике, проводимой по отношению к нашей стране. При этом Россия остается важнейшим узлом межгосударственных социально-экономических связей одновременно в ряде регионов планеты.
Возьмем, к примеру, экономические связи с сопредельными государствами Содружества на региональном уровне. Оправдана ли такая система охраны границы, при которой эти растущие в последние годы связи начинают терять динамику развития? Есть и иные тенденции интеграционного характера, но уже другого порядка. К примеру, общеевропейские интересы - серьезнейший фактор развития внешнеполитической обстановки для оценки перспектив охраны нашей границы.
Во-вторых, каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На наших рубежах проецируется целый набор основных экономических, социальных, религиозных и других проблем запада и востока, юга и севера, Европы и Азии. И при этом из 89 субъектов Российской Федерации 45 являются приграничными, а 24 из них получили выход к рубежам только с распадом СССР.
- Какие изменения ожидаются в подходах пограничного руководства к охране границы?
- Основной приоритет - защита интересов государства на его рубежах остается неизменным для пограничников уже не одно столетие. Но элементарный исторический экскурс доказывает, что некоторые формы и методы работы на границе периодически менялись. Кстати, это уже сам по себе показатель внутренней мобильности внешне неизменной системы охраны границы...
Достаточно долго мы руководствовались давно сложившейся концепцией. Согласимся, что в свое время охрана границы с решающей опорой на войсковую составляющую была вполне оправдана. Но любопытно, что уже в конце 30-х годов прошлого века в канун Великой Отечественной войны вопрос о неоправданной "перегрузке" пограничников чисто военными обязанностями ставился политическим руководством страны достаточно остро и даже становился предметом серьезных дискуссий. И, кстати, не впервые, поскольку с подобными проблемами пограничники сталкивались в Отдельном корпусе пограничной стражи еще до революции.
Так или иначе, а государство - живой организм, который постоянно развивается и не терпит застывших форм. Это касается и границы. Сегодня взят курс на движение к специальной службе как системе сформированных в ФСБ пограничных органов. В их подчинении будут, безусловно, и необходимые войсковые подразделения на контрактной основе. Работа в этом направлении рано или поздно даст государству возможность отказаться от направления на границу призывников, сократить до оптимального варианта войсковую компоненту и, в конце концов, создать структуры охраны границы, полностью отвечающие интересам нашего общества и современных межгосударственных отношений.
- Значит ли это, что в принципе от войсковой охраны граница не отказывается?
- Конечно. Более того, надо создавать, поддерживать и укреплять контрактную основу комплектования там, где она эффективна и целесообразна. И прежде всего в Таджикистане и на Северном Кавказе. С другой стороны, с учетом ряда экономических и социальных факторов строить охрану границ государства на основе только войсковой охраны сегодня уже невозможно.
Конкретный пример - российско-казахстанская граница. Незаконная миграция, наркопоставки, контрабанда - общая головная боль и российских пограничников, и наших казахстанских коллег. Для полноценного войскового обустройства общих рубежей России и Казахстана нужны миллиарды долларов. Понятно, что подобными средствами государство не располагает. Значит, в основе охраны границы здесь должны лежать другие формы работы; не менее эффективные, но менее затратные. И в том числе - оперативно-войсковые.
- Какие задачи сегодня вы полагаете первоочередными?
- Первая и главная - это создание для наших сотрудников на границе условий для нормальной работы. И в плане материально-технического оснащения, и по вопросам социальной защищенности.
Необходимо реалистичней и даже прагматичней подойти к оценке ситуации и наших возможностей в каждом регионе. Этот подход должен быть строго дифференцированным. Нельзя, к примеру, мерить на один аршин проблемы границ на Севере и на Северном Кавказе.
И последняя из первоочередных задач - это выработка соответствующих мер по конкретным угрозам пограничной безопасности государства в каждом регионе. Естественно, что эти меры должны приниматься комплексно.
Как вы сами можете судить, ни одна из этих задач единовременно не решается.