Наконец, в июне нынешнего года директор строительной фирмы Анатолий Почта открыл завесу тайны. Жильцы ахнули. Выходило, что дворы домов N 3 и N 5 по улице Егерской займет гигант из трех секций в 9, 12 и 22 этажа. Путем нехитрых подсчетов (узнав площадь новостройки) жители вывели, что расстояние от их домов до элитного соседа не превысит 30 метров. Стройка надвинется на детскую площадку и уничтожит сквер с зарегистрированными Союзом охраны птиц гнездовьями соловьев.
Сентиментальная подробность с вырубкой деревьев и выселением пернатых имеет экономическую сторону. Квартиры с видом на соловьиные рощи обычно дороже квартир с видом на окна соседнего дома, пусть и элитного. Проконсультировавшись с риэлтерами, жители выяснили, что их жилье обесценится не меньше, чем на 10 процентов. Решение не допустить такого поворота рыночной ситуации утвердилось, когда возникли сомнения в законности предприятия.
- Есть ли у вас документы, разрешающие строительство? - интересовались жители у застройщика.
- Есть, но вам мы их не покажем, - был ответ.
Представители общественности подали иск в Преображенский районный суд ВАС Москвы о признании строительства незаконным.
Время шло, суд жалобу не рассмотрел до сих пор, а стройка тем временем началась. У "аборигенов" Сокольников оставался один выход - организовать круглосуточное дежурство, чтобы не пропустить технику на стройплощадку. Строители не восприняли было народный пикет всерьез. Однако первая же попытка загнать машины во двор завершилась провалом.
Жильцы радовались своей победе недолго. Во второй раз бульдозеры и экскаваторы прибыли в сопровождении охраны:
- Бойцы были одеты в форму ОМОН и кеды, - рассказывает очевидец событий Александр Соловьев, - предъявить удостоверения эти люди отказались.
Местное население, в основном люди не первой молодости, бросилось преграждать дорогу тяжелой технике. "Стражи порядка" жестко ответили смельчакам: двое жильцов пострадали от побоев охранников. Одна из женщин в ходе потасовки оказалась в ковше экскаватора. Водитель поднял ковш с живым грузом. По счастью, это привлекло внимание проезжавших мимо гаишников, которые вступились и прервали опасный аттракцион.
Чем бы закончилось противостояние - неизвестно, но о событиях на Егерской стало известно мэру Москвы. Он тут же встал на сторону жильцов.
- Правоохранительные органы должны наказать тех, кто допустил рукоприкладство в отношении жителей, защищавших интересы своего двора, - заявил Юрий Лужков и распорядился остановить стройку.
Дальнейший разбор полетов показал, что у строителей не было разрешения на работы:
- Любое строительство в Москве ведется по постановлению или распоряжению правительства города. В этом случае постановление оформлено не было, - прояснил ситуацию мэр.
Самое удивительное, что, пока в дело не вмешался Лужков, ни районная управа, ни многочисленные проверяющие организации, ни тот же суд не желали замечать, что проект строительства не согласован в департаменте природопользования и не соответствует городским экологическим требованиям. Разрешение на вырубку деревьев и проведение строительных работ фирма не получала. И если бы жильцы не проявили гражданской социальной активности, мог возникнуть опасный прецедент самостроя, когда все решают только деньги, а законы в расчет не принимаются.
Остается вопрос: что же будет дальше со скандальной стройкой?
Как нам сообщили в пресс-центре столичного комплекса архитектуры и строительства, если заказчик все-таки откорректирует свой план в соответствии с природоохранными нормами, ему предстоят новые встречи с жителями и управой Сокольников. Смогут найти компромисс - дай Бог, но до тех пор пока не появится решение, устраивающее все стороны конфликта, строительства на Егерской не будет.
Впрочем, несмотря на подобные заверения чиновников, жители Сокольников бдительности не теряют и по-прежнему круглосуточно дежурят на подступах к стройплощадке. 62-летняя Марина Садкова, получившая в "уличных боях" перелом ноги, теперь обходит двор дозором на костылях:
- Мало ли на какую хитрость еще пойдут строители? Лучше самим держать все под контролем...