ЕВРОПА ОЖИДАЕТ ПЕРЕМЕН

Совсем недавно у нас считалось, что политика России "поскучнела". Сошли на нет страсти вокруг иракского кризиса. Очевидным стало желание и стран ЕС, и России сгладить разногласия с США и в собственных рядах. Ничего принципиально нового, "бурного" не происходило и во внутренней политике Кремля.

Но конфликт между олигархами и руководством страны, наделавший много шума и в западных СМИ, заставил многих наблюдателей в Германии задуматься над тем, куда идет Россия, какой она предстанет после парламентских, да и после президентских выборов. До июльских событий у нас нередко бытовало мнение, что новая Дума и второе правление Владимира Путина не будут по существу отличаться от предыдущего периода. Я думаю, это была ошибочная точка зрения, хотя внешне она выглядела вроде бы аргументированной: в стране ситуация стабильная, серьезной оппозиции не существует, все идет в принципе так, как намечал Кремль.
Но "война с олигархами" вызвала большой интерес в Берлине, поскольку она имеет прямое отношение и к внешней политике России. Видится двойной аспект этой проблемы. С одной стороны, на Западе вызывала недовольство политика российских олигархов, которые заявляли о готовности сотрудничать с зарубежным бизнесом, а сами активно лоббировали против их широкого выхода на рынки России. И поэтому атаки Кремля на своих олигархов, какие бы причины при этом ни выдвигались - уклонение от налогов, иные махинации, рассматривались как вполне справедливые акции. С другой стороны, в ФРГ выражаются опасения, что в схватках с силовыми структурами могут пострадать и те российские деловые люди, которые хотят заниматься открытым бизнесом без нарушения законов.
Все понимают, что происходящее с олигархами отразится на выборах в Думу, тем более что президент заявил о широких возможностях победивших партий в создании нового правительства. Каким оно может быть? Аналитикам в ФРГ уже видится не единственный вариант, как было совсем недавно, а два. Уклон в сторону либерализма с исполнителями в лице таких политиков, как, скажем, Кудрин и Греф, или в сторону сил большей национальной, патриотической окрашенности с исполнителями типа Глазьева, Рогозина. Главными партнерами "Единой России", возможно, станут именно эти силы, а не первые, как казалось несколько месяцев назад. И потому не исключено, полагают, образование правительства "национального доверия", похожего на правительство Примакова в конце 90-х годов.
Следует учитывать и то обстоятельство, что от социально-экономической политики зависит судьба Владимира Путина. Получив страшное наследие от предшественника, он пока вынужден был заниматься "латанием дыр", но далее требуются фундаментальные меры в стране, где пока не сложился средний класс, многие не получают социальную защиту и поддержку, в которых нуждаются, где пропасть между сверхбогатыми и бедными столь велика.
Возможные перемены в верхах у нас рассматриваются не с озабоченностью, тем более не со страхом, а с желанием правильно оценить изменения для будущего эффективного сотрудничества обеих стран. Запланированы поездки в Россию крупных немецких политиков, представляющих ведущие партии. Я уже не говорю о предстоящем визите канцлера Герхарда Шредера.
Интерес к событиям в вашей стране резко возрос. Причем речь идет не только о двусторонних связях. В сонном состоянии находятся отношения между Россией и европейским сообществом, которое, создается такое впечатление, не знает, чего хочет от Москвы. Еще не сглажен конфликт, связанный с визами в Калининград и по существу выигранный ЕС. Нет никаких прорывов в проблеме построения общеэкономического пространства. Европа стоит на пороге создания общеевропейского оборонного пространства, что недооценивают в России. Что бы ни говорили, но на Старом континенте будет создаваться общеевропейская армия. И Россия не может стоять в стороне от усложняющихся и становящихся все более широкими процессов европейского развития.
Не могу не вернуться к еще одним выборам в вашей стране - 5 октября в Чечне. На мой взгляд, это очень важное политическое событие, как бы ни пытались в определенных кругах принизить их значение. На политической арене появится крупная фигура, обладающая полной легитимностью. С этим руководителем на правовой базе - сейчас просто не с кем - можно будет обсуждать все вопросы, связанные с Чечней. Причем законно избранный народом президент станет "политиком общения" и с Западом, хотят ли тут этого или не хотят. Как сказал президент Путин на встрече с американскими журналистами, для России вопрос Чечни - не проблема территорий, а проблема безопасности. И главное, чего ждут от избранного руководства Чечни - и не только в России, - это недопущение ваххабитов, исламских террористов. Тогда и остальные проблемы, в том числе и разоружение боевиков, не сразу, но можно будет решить.