Здесь о многом сегодня надо рассказывать со словом "впервые". Впервые в Россию прилетели американские летчики на стратегическом бомбардировщике B-52 и на истребителях F-15, F-16 и F-18. Причем F-15 вчера принял участие в демонстрационных полетах. Впервые в небе над Жуковским покажут свое мастерство пилотажные группы из Франции и Италии. Фирма "Туполев" покажет новый самолет Ту-204-300, способный без дозаправки пролететь до 9,5 тысячи километров и садиться на аэродромы класса "В", которые есть в любом областном центре страны. Впервые обширную экспозицию подготовили наши космические войска. В числе их экспонатов - ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого класса семейства "Ангара".
На открытие салона прибыл президент России Владимир Путин. Вместе с министром обороны Сергеем Ивановым, министром МЧС Сергеем Шойгу и главой Минпромнауки Ильей Клебановым он первым делом направился к представленным на летном поле боевым машинам АВПК "Сухой" Су-32 и Су-27СМ.
- Эти два самолета отражают то направление, которое ведет ОКБ в интересах Минобороны, - пояснил журналистам генеральный конструктор АВПК Михаил Погосян. - По одной из этих машин уже получено заключение после первого этапа испытаний, что дает возможность начать серийное производство. А по самолету Су-27СМ планируется в третьем квартале завершить эти работы и до конца года поставить первую партию самолетов ВВС.
Причем Су-27СМ создается невиданными в последние годы в нашей стране темпами. В прошлом году было принято решение о начале работ над этим проектом - сегодня готовую машину уже выкатили на летное поле. Обе машины - так называемого "поколения 4+". То есть значительно превосходят по боевым возможностям своего прародителя - отлично известную во всем мире марку истребителей Су-27.
Внимание президента привлекла и другая новинка нашего авиапрома - первый серийный образец изготовленного в Таганроге по заказу МЧС, не имеющего аналогов в мире реактивного самолета-амфибии Бе-200. Способен он и грузы доставлять на необорудованное морское побережье, и служить океанским спасателем. Но в пору, когда по всей стране не унимается огонь, все лето пожирающий лесные богатства, особенно тоскуют по Бе-200 пожарные. Ведь эта машина способна садиться на гладь озера или крупной реки, на глиссировании "засасывать" тонны воды, безостановочно взлетать и обрушивать содержимое на пламя. Всего пока заказано таганрогцам 7 таких машин. Но у специалистов нет сомнений, что Бе-200 заинтересуются и в других странах. Собственно, во имя будущих экспортных контрактов и проводятся дорогостоящие авиасалоны.
Кстати, несмотря на всем известные политические и экономические неурядицы и тяготы последних полутора десятков лет, российская авиационная промышленность сумела сохранить свой высокий потенциал. Скажем, в нашем оружейном экспорте, по которому Россия вышла на второе место, доля авиационной техники и вооружений составляет около 60 процентов. Осенью 2002 года Индия стала единственной страной, получившей на вооружение серийные российские истребители, оснащенные двигателями с управляемым вектором тяги и радиолокатором с фазированной антенной решеткой. А именно - многофункциональные Су-30МКИ. В нынешнем году подписаны крупные контракты на поставку 18 самолетов Су-30МКМ в Малайзию, 2 Су-30МК и вертолетов Ми-35 в Индонезию, причем есть договоренность с этими государствами расширить начавшееся сотрудничество как по номенклатуре, так и по объемам.
Вчера же первый контракт был подписан и на МАКСе. Правда, не экспортный, а так сказать, для внутреннего потребления. Впрочем, понятно, что это мероприятие готовилось давно и к открытию салона приурочено символически. Российская авиакомпания "Трансаэро", лизинговая компания "Ильюшин-финанс Ко" и ульяновский завод "Авиастар СП" заключили сделку первоначальным объемом в 100 миллионов долларов. Согласно документу, "Трансаэро" в 2004 - 2005 годах в финансовый лизинг на 15 лет получит 4 самолета Ту-204-300, а также опцион на 6 таких самолетов.
Другая новинка, привлекшая внимание специалистов, - вертолет фирмы Миля - Ми-28Н, способный действовать в ночное время и при любых погодных условиях. Он принят на вооружение наших ВВС. Нам удалось побывать в кабине винтокрылой машины. Выглядит она фантастически. А боевые качества вертолета просто потрясающие. По словам сотрудника конструкторского бюро Миля Александра Иванова, летательный аппарат соответствует всем мировым стандартам.
- По таким параметрам, как бесшумность и скорость полета, мы опережаем западные аналоги, а это о многом говорит, - подчеркнул Иванов. - Кроме того, новый вертолет реально будет применен в наших Вооруженных силах. Это большое достижение. Не секрет, что ранее большинство российских разработок уходили за рубеж. Теперь ситуация меняется.
Удалось побеседовать и с некоторыми летчиками из иностранных делегаций, присутствующих на авиасалоне.
-Я впервые в России, - рассказал американский летчик Джон Ферниш. - Такого увидеть не ожидал. Я просто восхищен. Не скрою, многими из представленной здесь образцами техники, например, вертолетом Ка-52, с удовольствием поуправлял бы. Интересно, насколько эта машина по качеству сравнима с американскими боевыми вертолетами?
Хорошие впечатления и у представителя английской делегации Эрика Лейна:
- Россия возвращает себе статус одной из сильнейших мировых авиастроительных держав. Все мы знали о трудностях, которые были у вашей страны в последние годы. Но то, что мы здесь увидели, явно свидетельствует о том, что авиационная промышленность все еще на высоте и у нее есть перспективы. В частности, самолет Бе-200ЧС - уникальная разработка. Такого не делают больше нигде.