Отучившись пять лет в Белорусской академии искусств на отделении графики, а потом еще три - в академических мастерских, которыми руководил известный белорусский график Георгий Поплавский, Лариса без колебаний решила вернуться домой, в Белыничи. Во-первых, там ее ждали - не могли дождаться немолодые родители. А во-вторых, девушке хотелось продолжить дело Бирюли: возвышать тот "маленький большой мир", в котором величественная природа и человек живут в гармонии.
Применение своим способностям Лариса нашла в Белыничской школе искусств, где стала преподавать детям рисование. А все оставшееся от работы время она проводила в собственной мастерской: с упоением писала деревенские натюрморты, портреты сельских жителей, которых она так хорошо знала с детства. Результатом напряженной работы была ее персональная выставка в Минском дворце искусства, наполнившая ароматом простой, естественной жизни, действительных ценностей здешнюю художественную атмосферу. Воплощенный художницей вещный мир был торжественно прост и спокоен, значителен и самодостаточен. Своими работами Лариса Журавович словно хотела сказать, что в искусстве нет провинции...
И вот прошло четыре года после блистательной выставки в Минске художницы из Белыничей, почти восемь - как она вернулась в родительский дом после окончания учебы (а училась она в общей сложности лет 15 - в школе-интернате для одаренных детей, потом в училище, а там - академия и академические мастерские). Чем было наполнено это время? Каков результат ее творческой и педагогической работы в родных местах?
- Жизнь достаточно сложна сейчас у всех, - говорит Лариса, - а в провинции - тем более. Две ставки в школе - это три дня в неделю я занята с утра до вечера, а два - с утра до обеда. Сколько времени остается на себя, посчитать не сложно. А еще есть хозяйство, после смерти отца значительную часть работы пришлось взять на себя. Вот только доить корову не берусь...
Как оказалось, не столь благостна для творчества здешняя тихая, размеренная жизнь. Искусство в представлении сельских жителей - абстрактная, неконкретная вещь. Конкретны лишь земля, корова, картошка. А картина - это как бы баловство, предмет роскоши. На вопрос соседей, что она рисует и "почем картинка", Лариса отвечает уклончиво, ведь люди здесь живут очень скромно и не представляют действительной стоимости художественных произведений. Поэтому Лариса иногда просто дарит свои работы тем, кого пишет.
...В реальности, как говорит художница, многое в жизни получилось совсем не так, как предполагалось, грезилось вначале. Работы провинциальной художницы в столичные салоны берут по бросовой цене, чуть превышающей расходы на краски, полотно и раму. Подстраиваться под запросы невзыскательной публики и работать на конъюнктуру она не хотела. За восемь лет лишь раз участвовала в международном пленэре. От недостатка общения, возможности видеть новые выставки, читать журналы по искусству она однажды не выдержала и на целый месяц уехала в Москву, где каждый день ходила по музеям и галереям, засиживалась допоздна в библиотеках, наслаждалась шумом города...
Ну а что же дети, с которыми занимается рисованием Лариса Журавович? Среди них, как она считает, есть способные, не без оснований мечтающие об искусстве. Но поехать учиться в город у этих мальчиков и девочек вряд ли есть шансы, потому что у родителей нет на это средств. А значит, нет возможности получить полноценное художественное образование.
- Испытание провинцией, - говорит Лариса, - наверное, не проще, чем испытание славой, деньгами, роскошью. Но я ставлю себе высокие требования как к человеку и как к художнику. Пытаюсь переломить довлеющие надо мной обстоятельства, двигаться вперед, строить себя. Предметный мир, окружающий меня, который стал главным объектом художественного исследования, освоен мною. Я сказала, что хотела. Теперь хочется света, воздуха. Если даже я не стану пейзажистом, мне все равно необходимо поблуждать в пространстве, а потом, может быть, вернуться назад в свой маленький мир...
На днях в Москве, без шума, но достойно прошла ее персональная выставка.