Чемпионат позволил неплохо заработать, но рассчитывали на бОльшее
Из российских аэропортов улетают последние самолеты с иностранными болельщиками, задержавшимися на экскурсии по столице и Золотому кольцу. Награды ЧМ-2018 нашли своих героев, самое время подводить экономические итоги мундиаля. Сколько туристов посетили нашу страну? Сколько денег потратили? Выросла ли выручка отелей, баров с ресторанами, музеев? Давайте считать!
Сразу скажем: чемпионат позволил очень неплохо заработать предприятиям всей сферы услуг, хотя это вовсе не тот куш, о котором мечталось. Так, выручка отелей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 16%, бары и рестораны увеличили продажи на 6%. А лучше всех воспользовались моментом торговцы матрешками, гжелью и ушанками — сувениров за минувший месяц продано на 54% больше, чем годом ранее.
Причем речь не только о столицах. Очень хорошо подарки и сувениры расходились в Екатеринбурге: здесь прирост продаж по сравнению с прошлым годом составил 122%. Результат Москвы — плюс 62%. А в городе на Неве прибыли скромнее: плюс 22%. Список бестселлеров возглавили товары с символикой ЧМ-2018, за ними идут матрешки (в том числе те самые, со странными свистками), а под занавес чемпионата в топ-3 продаж ворвались кокошники, которые одинаково активно покупали как мужчины, так и женщины.
Если говорить о гостиничном бизнесе, то его доходы больше всего выросли в Москве (плюс 29%), Самаре (24%) и Ростове-на-Дону (22%). Лидерство столицы вполне объяснимо. Москва для иностранных болельщиков стала хабом, куда они прилетали изначально, откуда отправлялись дальше по стране и в конце концов вылетали домой. Гости мундиаля предпочитали бронировать в гостиницах одноместные номера. А вот в частных апартаментах селились вдвоем, втроем и целыми кампаниями, что гораздо выгоднее для кошелька туриста.
Что касается баров и ресторанов, то наибольший наплыв болельщиков пришелся на заведения Сочи (рост оборота — 58%), Казани (49%) и Самары (39%). В списке наиболее часто заказываемых позиций вполне ожидаемо оказались алкогольные и слабоалкогольные напитки, всевозможные салаты, борщ, солянка, шашлык, а также бизнес-ланчи.
Интересная ситуация в этом смысле сложилась в Москве. Выручка заведений, находящихся в центре города, а особенно в шаговой доступности от знаменитой теперь на весь мир Никольской улицы, в последний месяц выросла в полтора раза. А вот кафе, бары и рестораны за пределами Садового кольца чемпионат, можно сказать, обошел стороной. Подобная ситуация сложилась во всех 11 городах, принимавших матчи ЧМ-2018: чем дальше от центра, тем слабее влияние мундиаля.
За время проведения ЧМ-2018 Россию посетили около 3 млн иностранных болельщиков, которые в основном и «делали кассу». Но и о соотечественниках забывать нельзя. Многие из них перенесли отпуска, а то и вовсе отказались от них, лишь бы почувствовать себя частью большого футбольного праздника.
Банки успели подсчитать, что в общей сложности иностранные туристы и болельщики за время проведения ЧМ-2018 потратили в России 1,5 млрд долларов. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее, когда наша страна принимала Кубок конфедераций. В структуре расходов иностранцев на первом месте рейтинга — траты на питание и покупки в магазинах, следом — расходы на перелеты и проживание, сувенирная продукция.
Активнее всего иностранные болельщики тратили деньги в Москве: на ее долю пришлось без малого 300 млн долларов. Идущий на втором месте Санкт-Петербург показал результат куда скромнее: 130 млн. Но на фоне Екатеринбурга и Казани, в которых иностранные фанаты потратили примерно по 20 млн долларов, это очень даже неплохое достижение.
Теперь о щедрости души. Лидерами по расходам стали туристы из США (они оставили в России более 5,5 млрд рублей), чуть менее расточительными оказались гости из Поднебесной (4,1 млрд), а на третьем месте по величине трат довольно неожиданно оказались мексиканцы (2,7 млрд).
Также эксперты отметили, что иностранцы практически не пользовались наличными: до 90% всех операций были произведены по безналичному расчету. Интерес к обмену иностранной валюты на российские рубли в основном проявляли гости из стран СНГ и Африки.