Опоры в воде
Ошибается тот, кто считает, что жизнь на юге беззаботна и похожа на курортный отдых. Природа здесь капризна. Южане хорошо знакомы с разрушительной силой проливных дождей, сходов селей, оползней. Но наводнение, которое обрушилось в ночь с 7 на 8 июля на юго-западную часть Краснодарского края, превзошло все представления местных жителей о силе природных стихий.
В ту ночь вода в Крымске поднималась до 7 метров. Поток смывал все на своем пути — машины, заборы, постройки, заливал подвалы и первые этажи жилых зданий. Сильно пострадали Новороссийск, Геленджик, поселок Нижнебаканский и еще множество небольших поселений — разрушены дома, затоплены сотни объектов инфраструктуры, погибли люди. Масштаб разрушений колоссальный, но, к счастью, к разрушенным строениям и размытым дорогам не добавились поваленные опоры и оборванные провода высоковольтных линий электропередачи. Энергетики объясняют такую устойчивость большой подготовительной работой.
В последние годы на объектах Федеральной сетевой компании (ФСК) в Краснодарском крае прошло масштабное обновление и укрепление магистральных электрических сетей мощностью
Историческое решение
Рассуждать о причинах бедствия можно долго. И причины эти нужно найти. Но главное, что должны были сделать энергетики в тот момент, — максимально быстро восстановить нарушенное стихией электроснабжение.
В считанные часы после случившегося состоялось совместное заседание Объединенного штаба энергокомплекса под руководством заместителя председателя правления — главного инженера Федеральной сетевой компании Андрея Черезова с участием специалистов ФСК, Холдинга МРСК, региональной администрации, сил МЧС, всех энергокомпаний, работающих на территории региона.
Энергетики приняли важное решение — восстанавливать поврежденные объекты общими усилиями вне зависимости от того, каким компаниям они принадлежат. Главное — сделать все быстро и эффективно.
В общей сложности в восстановлении были задействованы около 200 высокопрофессиональных специалистов-энергетиков, свыше 70 единиц спецтехники. Восстановительные работы проводились силами бригад МЭС Юга — филиала ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Кубаньэнерго», ОАО «НЭСК», которые трудились круглые сутки слаженно и скоординированно.
Расчистить и починить
О главных трудностях, с которыми столкнулись ремонтники, рассказывает Владимир Празднов, электромонтер
«Все оборудование трансформаторных подстанций было забито илом, грязью, мусором, — говорит Владимир. — Как понять, насколько оно повреждено и можно ли его восстановить? Тут нужно было хорошо потрудиться: все тщательно вымыть, очистить от грязи и ила. Нам стали активно помогать водители, которые доставляли техническую воду в цистернах. Они тоже мыли оборудование и убирали подстанции. Пострадавшие детали приходилось тут же менять на новые. В итоге мы быстро заменили непригодные трансформаторы, выключатели, вводы и еще много чего».
Желание ремонтников было только одно — как можно скорее вернуть пострадавших людей к привычным условиям жизни. Еще вчера у них был дом и очаг, но за несколько минут люди остались без жилья, привычных вещей, одежды и обуви. А некоторые семьи понесли еще более жестокие, безвозвратные потери.
«И все же, — продолжает Празднов, — не только мы заботились о пострадавших людях, но и они проявляли заботу о нас как могли. К нам постоянно подходили местные жители, узнавали, как дела, как идут работы, предлагали воду. И хотя все необходимое у нас было, внимание со стороны жителей было очень трогательным. Мы не могли не помочь этим людям».
Шаг за шагом специалисты подключали к электрическим сетям все больше объектов. Работали последовательно. В первую очередь восстанавливали линии, по которым электричество шло непосредственным потребителям — в жилые дома, затем ремонтировали сети, снабжавшие коммерческие объекты.
Утром 16 июля была включена в работу трансформаторная подстанция, питающая один из наиболее крупных жилых районов города Крымска. Через сутки энергетики заявили о восстановлении электроснабжения в Краснодарском крае.
В ходе одного из осмотров восстановленных энергообъектов министр промышленности и энергетики Краснодарского края Виталий Брижань отметил: «Благодаря масштабной работе, проведенной энергетиками, в минимальные сроки удалось практически полностью восстановить электроснабжение в районах, пострадавших от наводнения. Хотелось бы отметить высокий профессионализм сотрудников компании и четкую организацию проведения аварийно-восстановительных работ. Энергетики с честью выполнили поставленные перед ними задачи и теперь могут возвращаться к повседневной работе».
Как не потерять свет
Как не допустить масштабного отключения энергии при очередном разгуле стихии? У специалистов ФСК на это есть ответ. Необходимо постоянное обновление сетей, своевременный ремонт, контроль оборудования и готовность персонала к внештатным ситуациям. Пример высоковольтных ЛЭП показал: выдержать капризы стихии техника может. Быстрое восстановление поврежденных линий и подстанций доказало, что многое зависит от подготовки специалистов и способности грамотно действовать в нештатной ситуации.
Противоаварийные тренировки, к слову, в ФСК проходят постоянно. Энергетики отрабатывают различные сценарии нештатных ситуаций: теракт, пожар, сильный мороз, наводнение и другие.
Вот недавний пример тренировки в МЭС Юга с участием руководства филиала и ключевых специалистов ставропольского предприятия: энергетики получают информацию, что на линии электропередачи 330 кВ Прохладная — Моздок повалена опора. Причем в труднодоступной горной местности. Для восстановления опоры по нормативам необходимо 72 часа. Дальше все зависит от способности персонала оценить обстановку, принять правильное решение и четко выполнить свою работу. В итоге на место аварии оперативно приезжают шесть единиц техники, и за сутки бригада ремонтников полностью восстанавливает электроснабжение. Оперативно и качественно.
На случай появления пострадавших энергетики отрабатывают совместные планы спасения людей с МЧС, ведь все службы во время аварий должны действовать слаженно. Так было и после недавнего трагического потопа. Среди пострадавших, кстати, оказались и сами энергетики, проживавшие в затопленных районах. Помощь они получили в том числе и от своих коллег.
«Мы работаем с технически сложным оборудованием, но за ним стоят люди — наши потребители. И от того, как мы относимся к своей работе, состоянию оборудования, может зависеть не только комфорт, но и здоровье, а порой и жизнь людей. Поэтому высокая готовность к аварийным ситуациям для нас всегда будет приоритетом», — обещают в энергетической компании.