Два очень разных режиссера исследуют детали последнего дня человечества. Кинообозреватель «Труда» ищет сходства и различия.
Дебютантка Лорен Скафария, снявшая трагикомедию «Ищу друга на конец света», выбрала виноватым огромный астероид. Классик Абель Феррара в своем «4:44: Последний день на Земле» считает, что гибель принесет резкое ослабление озонового слоя. Впрочем, это не самое важное — оба фильма не покажут, как все это будет происходить, ограничившись в обоих случаях короткой вспышкой, освещающей два прижатых друг к другу лица.
Что показательно — еще несколько лет назад картины, в которых упоминался конец света, впечатляли дорогими спецэффектами: вспомнить хотя бы «Послезавтра» Алекса Пройаса, «2012» Роланда Эммериха" и «Я — легенда» Френсиса Лоуренса. Рушился, рассыпался в пыль мир, огромные волны смывали все на своем пути, последний человек на свете бродил по пустому городу, жители которого были уничтожены неизвестным вирусом. Казалось, что режиссерам было важно погромче выкрикнуть: «Мы все умрем!». Но теперь, начиная с «Меланхолии» Ларса фон Триера, нам хочется знать, как именно будем умирать, и это желание одинаково сильно и у мастера Феррары, и у начинающей Скафарии. И детали последних дней у них во многом схожи — прощания телеведущих, отчаянные вечеринки, не выдержавшие ожидания самоубийцы и кроткие гастарбайтеры, продолжающие упорно выполнять свои обязанности. Однако умирать надо уметь, и об этом же говорит смена формата апокалиптических картин: уже никто никого не пугает глобальными разрушениями — нам предлагают задуматься о душе.
«Мы умрем. Да мы уже все мертвы!» — кричит у Феррары главный герой в исполнении Уиллема Дефо. Он мечется по квартире и городу, и никак не поймет, что же означает фраза «не тратить последние часы попусту» — похоже, именно так, бестолково, и проведут время перед концом света большинство жителей Земли. Абель Феррара предлагает и альтернативу — заняться делом: подруга героя рисует на полу картину, которая станет для них двоих смертным ложем. У Лорен Скафарии альтернативой становится путешествие, которое предпринимают герои Стива Каррелла и Киры Найтли для того, чтобы увидеть близких (в картине Феррары все мирно прощаются по скайпу) — но ритма дебютантка не выдерживает, и к середине бодрый фильм сваливается в мелодраматическую приторность. Уныние Феррары или слащавость Скафарии — пока имеются такие варианты встретить апокалипсис, но наверняка кино предложит и другие. Время есть, подождем: вроде конец света с декабря 2012-го перенесен на более поздний срок.