Фанни Ардан оставила после себя «Пепел и кровь»
Армянам актриса призналась, что она немножко их соплеменница
Победой иранского фильма «Развод Надира и Симин» Асгара Фархади завершился 8-й Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в Армении. Самого режиссера «Труд» в Ереване не застал, зато увидел много других мировых звезд.
Приехать в Ереван Асгар Фархади не смог. С тех пор как его драма о разводе двух любящих супругов победила в конкурсе «Берлинале», у режиссера нет отбоя от приглашений на фестивали во всех частях света. Только что его картина победила и на Санкт-Петербургском кинофоруме. В сугубо бытовой камерной истории Надира и Симин взрывоопасный экшн достигается с помощью бескомпромиссного реализма. Борьба застарелых предрассудков и догм восточного семейного быта с суровыми обстоятельствами жизни и веяниями нового времени заставляет зрителей ежесекундно по-разному оценивать происходящее, самим становиться участниками вроде бы локального конфликта. Именно эти качества иранской ленты позволяют ей в который раз получать золотые статуэтки на мировых киносмотрах и даже обходить таких безусловных киноклассиков, как венгр Бела Тарр. Его последний шедевр «Туринская лошадь», после которого мрачный мудрец с неулыбчивым лицом заявил, что фильмов больше снимать не собирается, в Ереване был показан как специальное событие фестиваля. Бела Тарр получил из рук президента «Золотого абрикоса» — канадского режиссера Атома Эгояна — приз «Мастер» за вклад в мировой кинематограф. В Ереване Бела Тарр, вопреки обыкновению, улыбался и не избегал общения, армянское гостеприимство ему явно нравилось.
Главной звездой «Золотого абрикоса» стала Фанни Ардан: ее портреты украшали афишу фестиваля не только потому, что она мировая знаменитость и красавица. Прекрасная мадам Ардан теперь тоже кинорежиссер, она привезла два своих фильма: короткометражный дебют и душераздирающую драму «Пепел и кровь». На Каннском фестивале, где ее когда-то показали впервые, критики довольно прохладно отнеслись к режиссерским экзерсисам известной артистки, а вот в Ереване приняли на ура. Особенно после того, как Фанни Ардан призналась, что в ней есть частичка армянской крови, — теперь понятно, откуда у нее такие жгучие глаза и тяга к страстным сюжетам. Другой французский армянин, остроумный и изящный артист-режиссер Серж Аведикян, блистал на церемонии закрытия. Неожиданный каприз природы грозил сорвать все планы организаторов провести церемонию под открытым небом. Небо потемнело, пролился мощный ливень, захотелось куда-то спрятаться, но Серж Аведикян вместе с Арутюном Хачатряном в смокингах смело вышли под дождь. Фестивальному народу выдали одинаковые желтые плащи, отчего все стали похожими на золотые абрикосы в одной корзине.