Владимир Путин дал автоправам волю, создав нескучную жизнь автошколам

Правительство утвердило документ, который разрешает сдавать на права вне зависимости от регистрации и доучиваться, в случае провала на экзамене, бесплатно

Председатель Правительства РФ Владимир Путин утвердил план реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений. Теперь граждане РФ могут сдавать экзамены на право управлять транспортным средством и получать таковое независимо от места, где они зарегистрированы. А еще автошколы обяжут публиковать статистику ДТП своих выпускников.

Сдавай, где хочешь?

Утвержденный председателем Правительства РФ план дает гражданам РФ право сдачи экзаменов и получения водительских удостоверений в экзаменационных подразделениях ГИБДД независимо от их регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

С одной стороны это, конечно, значительно удобней для многих граждан, особенно живущих длительное время далеко от места своей регистрации. Пришел в любую школу страны с паспортом и медицинской справкой — учись и получай права.

С другой стороны, необходима реорганизация порядка приема документов, необходимых для выдачи водительского удостоверения. До последнего момента действовало правило, что гражданин должен предоставить в отделение, где собирается получить водительское удостоверение, справку из районного отделения ГАИ, заверенную в городском ГАИ, о том, что ранее он права не получал.

Когда это правило необходимо выполнить в одном городе — это одно, а когда за ней нужно ехать в другой город, и там потратить не меньше двух суток — это другое (даже если вы получили справку в районном ГАИ и отвезли в городское, то из городского получите только на следующий день и, часто, к вечеру). Теперь, видимо, все это должно остаться в прошлом. Потому что, если не останется, то необходимость утвержденного плана оказывается под большим вопросом.

Тем не менее, смысл, для государства, в вышеописанной процедуре был. Она позволяла относительно хорошо контролировать выдачу водительских удостоверений. Теперь, видимо, этот контроль хотят переложить на электронные базы данных. А это, в свою очередь, потребует реорганизации системы учета и контроля в ГИБДД, а также модернизации IT-систем по всей стране. Как скоро все они смогут перейти на новую схему и сколько проблем при этом успеют испытать и пережить граждане, можно только гадать.

Автошколы заставят установить спецоборудование

Автошколам новое распоряжение Правительства РФ тоже обещает нескучную жизнь. Чтобы получить право принимать экзамен, автошкола, по закону, должна пройти аккредитацию в Министерстве образования.

Теперь же условиями аккредитации являются наличие аппаратно-программного комплекса для приема теоретического экзамена, транспортных средств, оборудованных аппаратно-программными комплексами аудиовидеонаблюдения для приема практического экзамена и автодрома, оборудованного автоматизированной системой для приема первого этапа практического экзамена.

Говоря иным языком, всем автошколам грозит полный технический «апргейд», или говоря иным языком полно обновление технической части. Сколько школ на этом этапе сойдут с дистанции, сейчас предположить тяжело.

Особую преграду составляет необходимый для аккредитации автодром, который требует не менее полгектара земли. Найти землю для всех московских автошкол при это не выглядит реальным. В прошлом году, когда впервые заговорили о новых нормах, звучало мнение, что могут быть закрыты от 40% до 80% автошкол действующих в столице. Столько останется на самом деле пока неизвестно.

Но одно ясно точно, те школы, которые не будут закрыты, будут вынуждены поднять оплату за обучения в разы, а то и на порядок. Уже сейчас руководители автошкол называют сумму, согласно которой обучение вождению станет многим не по карману — заветные права оценивают в 70 тыс. рублей.

Статистика ДТП призвана контролировать автошколы

Еще одно новшество, которое появится в ближайшее время направлено на то, чтобы контролировать аккредитованные учебные заведения. Методом контроля на этот раз выбрана статистика.

В соответствии с новым распоряжением на официальных сайтах органов управления ГИБДД теперь будет регулярно публиковаться перечень экзаменационных подразделений с указанием по каждому из них статистики дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до 2 лет, сдавших экзамены в этих подразделениях, в том числе с участием аккредитованных учебных организаций.

Как при этом будет учитываться обоюдная виновность участников ДТП, и не будет ли ошибок когда участника ДТП будут принимать за виновного, мы скоро узнаем.

В соответствии с утвержденным планом, поправки в закон «О безопасности дорожного движения», вводящие механизм аккредитации, должны быть подготовлены в августе 2010 года.