Высшее образование в РФ пока существенно уступает тому, что дают в вузах Европы и США. «Труд» узнал: для того чтобы его изменить, нужно дать студентам больше свободы, а преподавателям — возможность проводить любые эксперименты.
— Многие работодатели жалуются на то, что студенты получают слишком теоретическое образование. Им приходится практически заново учить выпускников вузов под себя. Вы согласны с этими обвинениями?
— Это только часть существующей проблемы. Скорее можно сказать, что российское образование не только
50 процентов самостоятельности
— Каким образом должна проходить интеграция российского образования в мировое академическое сообщество?
— Мы должны открывать все двери, приглашать сюда зарубежных специалистов, обмениваться опытом, поощрять мобильность студентов. Сейчас уже происходят позитивные изменения в образовании. Появились федеральные университеты — МГУ и СПбГУ — и 29
— Как распорядились этими инвестициями в ВШЭ?
— Мы тратим их на разработку индивидуальных образовательных программ. Это
До недавнего времени учебный план жестко регламентировался, но теперь стандарты определяют только 50% плана, остальные 50% мы разрабатываем самостоятельно. МГУ и СПбГУ уже дано право выдачи собственного диплома. Думаю, через
Пора сократить количество дисциплин
— Как изменились учебные программы после того, как вузам позволили наполовину самим формировать курсы?
— Первая идея, которая возникала, — дать как можно больше информации. Но мы решили не увеличивать количество дисциплин, а сокращать, несмотря на то что каждый преподаватель считает необходимым включить свою дисциплину в учебный план.
Мы выделили ядро обязательных предметов, а с
— Новые курсы стали более практическими? Выпускники будут лучше подготовлены к работе?
— Университет никогда не сможет подготовить студента так, чтобы он все знал и умел, придя работать в компанию. Всегда есть специфические знания и умения, которые должен дать конкретный работодатель. Мы создали базовые кафедры — это подразделения различных корпораций или академических организаций.
Представители компаний проводят
— Может ли быть эффективным образование, основанное на запросах работодателей?
— Невозможно дать фундаментальное образование, основываясь исключительно на запросах работодателей. Компании не могут сказать заранее, какие специалисты будут нужны через пять лет. Но диалог с бизнесом должен быть. Поэтому крупные компании, которые видят свое будущее на рынке, заинтересованы в таком партнерстве. Они понимают, что наем молодых специалистов — это определенный риск, но могут позволить себе такие риски.
Резюме «Труда»
Сергей Рощин, проректор государственного университета — ВысшЕЙ школЫ экономики
Родился в 1963 году. Окончил МГУ, экономический факультет (специальности — «экономическая кибернетика», «экономика труда и народонаселения»).
Звания: кандидат экономических наук, доцент.
Работал старшим преподавателем социологического факультета МГУ, доцентом кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ, заведующим кафедрой экономики труда и народонаселения, заведующим лабораторией исследований рынка труда ВШЭ.