Уезжают не только из-за денег

За рубежом российских тренеров привлекают хорошая организация работы и трудолюбивые спортсмены

Российские тренеры, работавшие за границей, рассказали "Труду" о тамошних условиях работы. Оказалось, что иностранные спортсмены обычно не страдают звездной болезнью, а быт тренеров налажен лучше.

Нынешний наставник Николая Валуева Александр Зимин проработал в Японии с 1991 по 2007 год. Работать в Токио он уехал совершенно случайно. Когда в перестроечные времена в СССР разрешили заниматься профессиональным боксом, лучшим советским спортсменам и их тренерам дали возможность заработать денег за рубежом. Первоначально в 1990 году планировалось, что Александр Зимин вместе со своими учениками поедет в США, но потом неожиданно ему сказали, что он едет в Японию. "Это было решение Спорткомитета СССР, и мне не объясняли его мотивы", - вспоминает Зимин. Его просто поставили перед фактом и отправили в командировку.

Некоторые страны осознанно сманивали советских тренеров. Например, Александру Парнову в 1995 году предложили уехать работать в Австралию. Сейчас он старший тренер сборной страны по прыжкам с шестом, наставник олимпийского чемпиона Стива Хукера. Он долго раздумывал над предложением и перед тем, как дать ответ, два раза съездил посмотреть на страну в качестве туриста. В итоге решил переехать, поскольку посчитал, что в Австралии безопаснее и что условия подготовки спортсменов лучше.

Трудности перевода

Тренеры, работающие за рубежом, в основном общаются со своими подопечными на английском. С этим часто возникают трудности. Например, когда Александр Парнов приехал в Австралию, оказалось, что он переоценил свое знание языка: обнаружилось, что австралийский диалект сильно отличается от классического английского и американского. "Я сам был свидетелем того, как австралийские тренеры на соревнованиях в США безуспешно пытались договориться с охранником стадиона, - рассказывает Александр Парнов. - Так что по прибытии в Австралию я учил местный язык все свободное от сна время". Он обвешал стены квартиры табличками с местными специфическими словечками, а всем знакомым, в том числе и своим ученикам, постоянно надоедал просьбами объяснить то или иное выражение.

Вновь прибывших новичков часто выручают другие российские тренеры, работающие в стране. "В Канберре долго работал знаменитый специалист по плаванию Геннадий Турецкий, - вспоминает Александр Парнов. - Он хорошо мне помог в психологическом плане, да и вообще по части умных советов". В Австралии много тренеров - выходцев из СССР. Главными тренерами национальных сборных Австралии по гимнастике и водному поло, по словам Александра Парнова, сейчас работают русские специалисты.

Александр Зимин, когда приехал в Японию, первое время тренировал только российских боксеров, выступавших за "Кюй Боксинг". По мере освоения японского к нему стали прикреплять и местных спортсменов. "Письменность я не освоил даже на элементарном уровне, а разговорный постепенно выучил, - рассказывает он, - во всяком случае на том уровне, который требуется для проведения тренировки". Если бы по приезде в Японию его знание языка было лучше, то в спортивном и материальном плане он добился бы большего, заключает Александр Зимин.

Любовь к бытовым мелочам

Первое, что удивило Александра Зимина в Японии, - это прекрасная организация труда. "Мне полностью оплачивали жилье, проезд до работы, медицинские услуги, отпуск, довольно длинный по японским меркам - более месяца, а также перелет Токио - Петербург", - рассказывает Александр Зимин. Кроме того, оказалось, что зарплата, которую ему выбили советские чиновники, по японским меркам маленькая. Тогда хозяева клуба по собственной инициативе пересмотрели условия контрактов, вспоминает Зимин. Конкретных цифр, впрочем, не называет.

За рубежом работать гораздо комфортнее, признает Александр Парнов, но трудиться приходится значительно больше. "В Австралии, как и в Германии, при всех прочих равных показателях работодатели предпочтут доморощенного специалиста, - объясняет он. - Иностранцу необходимо ежедневно доказывать свой статус своим трудом".

Трудолюбивые спортсмены

С подопечными за рубежом работать проще, отмечают тренеры. Например, Александра Парнова удивляли австралийцы, которые знали о скором окончании срока своего контракта, но продолжали работать. "Даже в последний день перед выходом на пенсию они вкалывали по полной программе", - рассказывает он. Австралийских спортсменов, в отличие от  россиян, после поражения не мучают депрессии, а после побед, в том числе и неожиданных, им от радости крышу не сносит.

Александр Зимин тоже отмечает трудолюбие японских спортсменов. "Ко мне прикрепляли самых перспективных боксеров, на которых клуб рассчитывал как на будущих чемпионов, - оговаривается он. - Так что обо всех японцах делать выводы я не стал бы".

Работу осложняет лишь широта интересов зарубежных спортсменов. "Если русский паренек в 12 лет добьется даже локальных успехов в беге или плавании, то порой он считает себя легкоатлетом или пловцом на всю оставшуюся жизнь", - объясняет Александр Парнов. В Австралии его самые талантливые ученики проявляли интерес к футболу, плаванию, баскетболу, яхтам и везде стремились участвовать на соревнованиях. Александру Парнову постоянно приходилось "перетаскивать" их к себе. Удается не всегда, и ему порой приходится довольствоваться тем, что очень талантливый спортсмен приходит ко нему на тренировки раз в неделю, а остальные дни посвящает другим видам спорта.

Кавычки

Валерий Непомнящий
, футбол

Тренировал сборную Камеруна по футболу, а также ведущие клубы Турции, Южной Кореи и Китая

Виктор Кровопусков, Фехтование

Тренировал сборные по фехтованию в Турции, Китае, Египте, Японии и Иране

Василий Филимонов, Бокс

Тренирует сборную Италии по боксу с 2006 года

Дмитрий Кавунов, Фристайл

Тренировал сборные США и Канады

Юрий Гаврилов, Футбол

В 2001 году был наставником сборной Конго по футболу