Татьяна Лиознова: "Я перестала снимать, потому что наступили другие времена"

В ее фильмографии не так много работ - не наберется и десятка. Но практически все ее картины стали киноклассикой. Созданные ею "Три тополя на Плющихе", "Карнавал", "Евдокия" и, конечно, "17 мгновений весны" - фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кино. Сегодня народной артистке СССР 85 лет.

Накануне дня рождения с Татьяной Михайловной Лиозновой встретился корреспондент "Труда".

"Я играла Буденного в детстве"

Еще в детстве у Татьяны Михайловны появился интерес к режиссуре. Она даже организовала в своей школе театр.

- Я проводила лето в пионерском лагере. К нам часто приезжали с концертами артисты. Однажды я набралась смелости и подошла к одному из них - известному актеру Юрию Любимову. Попросила его помочь организовать в нашей школе драм-кружок. Он согласился, велел прийти к нему в театр, чтобы обсудить подробности. В конечном итоге Любимов пришел в нашу школу, привел с собой еще одного актера, Степана Крылова, и началась работа. Желающих принять участие в постановках было хоть отбавляй. Первый спектакль, который мы сделали, был о Семене Буденном, назывался он "Детство маршала". Представьте себе: я в нем играла Семку в детстве. С этого, собственно, все и началось.

После школы Лиознова семестр проучилась в Московском авиационном институте, но тяга к искусству одержала верх, и Татьяна Михайловна поступила во ВГИК. Юную Лиознову отчислили с первого курса. Педагоги решили, что ее небольшого жизненного опыта для режиссерской профессии недостаточно. Но она сумела убедить их в обратном: собрала группу из отчисленных актеров, сама написала пьесу "На полустанке", поставила в качестве учебной работы и заставила педагогов - Сергея Герасимова и Тамару Макарову - ее посмотреть.

- Помню, Герасимов спросил: "Сама написала?" Получив утвердительный ответ, сказал: "Очень хорошо!" И всем нам дал допуск к экзаменам. В результате все были восстановлены.

Видимо, именно тогда у Татьяны Михайловны окончательно сформировались привычка добиваться поставленной цели - упорным трудом, настойчиво, во что бы то ни стало - и чудесное режиссерское свойство - быть "в ответе за всех, кого приручил".

Рассказывают, что много позже, во время съемок фильма, умер оператор Петр Катаев, с которым Татьяна Михайловна проработала вместе много лет. Даже в такой ситуации ей удалось взять себя в руки, сохранить самообладание и закончить работу над картиной.

Больше всего в людях Лиознова ценит профессионализм и трудолюбие. За требовательное отношение к уровню работы на съемочной площадке ее часто называли "железной леди".

- С каждым артистом я очень долго репетировала, делала множество фотопроб. Так и рождались претенденты на роль.

Многочисленные фотоснимки Лиознова раскладывала дома на рабочем столе и начинала искать образ - подрисовывала усы, шрамы. И только потом проделывала эту работу с художниками по гриму. У нее интуитивное чутье на людей. Практически без проб Татьяна Михайловна безошибочно выбирала артистов, подходящих для той или иной роли. Многих открыла, многих показала с новой стороны, сняв в своих фильмах.

- Это чутье не врожденное. Пришло с опытом. У меня был очень хороший учитель - кинорежиссер Сергей Герасимов.

Впрочем, гораздо больше о ней говорит та чуткость, чувственность и невероятная подлинность, с которой выстроены образы героев ее фильмов.

- Мои картины с уверенностью можно назвать квинтэссенцией личных переживаний, влюбленностей, жизненных перипетий.

"Не только кино - страну угробили"

В 1986 году Лиознова сняла картину "Конец света с последующим симпозиумом". С тех пор в ее отношениях с кинематографом наступила затянувшаяся пауза.

- Я перестала снимать, потому что наступили другие времена. Я почувствовала, что не могу разделить их ценности. Мои герои не вписывались в эту новую жизнь. Слово "товарищ" было выжжено. Теперь я слышу повсюду странное и непонятное для меня обращение "дамы и господа".

Татьяна Михайловна - настоящий патриот. Она бесконечно любит родину и принимает близко к сердцу ее страдания. Ее искренне волнует и то, что происходит в стране, и то, что происходит в обществе, и то, что происходит в искусстве.

Когда в 90-х в теленовостях объявили, что Российская армия получила на вооружение всего один самолет, она плакала. Когда сразу после кончины Людмилы Зыкиной в СМИ начали разбирать подробности личной жизни великой певицы и устраивать пляски на костях, Лиознова пришла в ужас.

- Прежде я радовалась успеху страны, победе нашего народа. Чему радоваться сейчас? Затрудняюсь ответить.

Недавно Михалков и Говорухин назвали чудовищным уровень режиссуры в современном российском кино. Татьяна Михайловна их в этом поддерживает.

- Не только кино - страну угробили. В фильмах разговаривают только при помощи пистолетов. Глядя на это, я беспрестанно думаю о наших детях. Кем они станут, насмотревшись пошлых боевиков и научившись смеяться над шутками недоумков? Нравственность искалечена. Нашему правительству следовало бы серьезно задуматься о каждом ребенке в России, над тем, какими вырастут дети, воспитанные на постоянных убийствах и жестокости. Солидарна с Солженицыным: главная наша нынешняя цель и национальная идея - народосохранение.

"После выхода "раскрашенной" версии "17 мгновений весны" кто-то поздравлял, кто-то кричал: "Безобразие!"

Вот уже восьмой год Лиознова борется с тяжелейшими болезнями, захватившими ее. Спасают волевой характер и стойкость. Когда ноги совсем отказали и она лечилась в центре реабилитации Дикуля, врачи разработали для нее серьезную систему тренировок.

На этих занятиях здоровые мужики рыдали от боли, а Татьяна Михайловна, женщина, преодолевая себя, стиснув зубы, все терпела. Долгие годы была прикована к инвалидному креслу, сейчас благодаря своему усердию потихоньку начинает ходить.

После стольких лет страданий Татьяна Михайловна особенно ценит внимание со стороны тех, кто есть в ее жизни. Но она не жалуется. Обладая острым умом и четкой памятью, по сей день продолжает работать. Когда поступило предложение сделать "17 мгновений весны" в цвете, несмотря на слабость после только что перенесенной операции, она взялась за работу.

- Естественно, поначалу к этой идее я отнеслась с большой настороженностью. Но такт и большой профессионализм людей, которые взялись за это, меня переубедили. Я дала свое согласие. Более того, принимала в этом процессе непосредственное участие. Несмотря на то что на тот момент я находилась в тяжелом состоянии, взялась за работу. Пересматривала все заново, вносила поправки. После выхода "раскрашенной" версии телефильма в эфир мне поступали самые разные звонки - кто-то поздравлял, кто-то кричал: "Безобразие!" Но я уверена, что необходимость в этой работе, безусловно, была. Фильм не только "раскрасили" - ему продлили жизнь. Звуковые дорожки ведь были заезжены донельзя, пленка со временем претерпела изменения и так далее. Была проведена колоссальная реставрационная работа исходного материала. В конце концов, кто не хочет смотреть "17 мгновений весны" в цвете, может отключить цвет и смотреть ту же черно-белую, но технически более качественную версию. Конечно, оригинал всегда лучше копии, даже усовершенствованной. И люди, привыкшие к черно-белому фильму, находят биколор более гармоничным, даже с исторической точки зрения. Но, насколько мне известно, молодое поколение как раз с большим удовольствием смотрит цветную версию. Поэтому у каждого из этих вариантов фильма будет свой зритель.

"По сей день заучиваю стихи наизусть"

Татьяна Михайловна не терпит праздности. Она всегда чем-то занята. Любит читать книги, особенно поэтические сборники.

- По сей день не только читаю, но и заучиваю стихи наизусть. Иногда просто даю дочери книгу и прошу перепроверить меня, читая те или иные произведения по памяти. Очень сержусь на себя, если что-то забываю. Обожаю Блока. Недавно принимала участие в сборе подписей за открытие музея-квартиры Блока в Москве.

Лиознова слушает музыку, сидя у окна. У нее прекрасный вкус. Вспомнить хотя бы музыкальное сопровождение, которое она подбирала к своим фильмам: безупречное чутье, как и в случае с актерами. Сейчас Татьяна Михайловна предпочитает проверенное временем, любимое: "Чакону" Баха, Седьмую "Ленинградскую" симфонию Шостаковича и музыку Пахмутовой. У нее дома есть великолепная коллекция классической музыки.

Свой юбилей Татьяна Михайловна планирует встретить дома, пригласив самых близких друзей. В гости к ней собираются Вячеслав Тихонов, Светлана Светличная, Александр Любимов.

- С каким настроением вы подходите к своему 85-летию?

- С надеждой. Встретить его с друзьями для меня большая радость.

Мнения

Вячеслав Тихонов, народный артист СССР и РСФСр. Сыграл штандартенфюрера СС Макса Штирлица в фильме "17 мгновений весны":

- Искренне благодарен Татьяне Михайловне за то, что имел счастье работать вместе с ней. Поздравляю с юбилеем. Желаю ей здоровья и многих лет жизни!

Андрей Эшпай, кинорежиссер, сценарист, продюсер, ученик Татьяны Лиозновой (ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой):

 - Я учился в мастерской Татьяны Михайловны Лиозновой. Многому научился в профессии благодаря ей. Помните эпизод встречи Штирлица с женой в "17 мгновениях весны" или попытку встречи героев Дорониной и Ефремова в фильме "Три тополя на Плющихе"? Так вот, Татьяна Михайловна рассказывала поразительные вещи. Она говорила, что построено это, по сути, на противоречии: с одной стороны, нравственный и иной закон, что-либо делать запрещающий, с другой - чувство, находящееся вне нашего контроля. Для меня это было большим уроком, дающим конкретное понимание драматургической ситуации. Татьяна Михайловна всегда остро чувствовала и понимала сложную человеческую сущность. Видимо, оттого, что и в ее жизни были какие-то внутренние ограничения, преодоления.

Желаю Татьяне Михайловне здоровья, терпения и внимания! Она очень сильный человек. Несмотря на многочисленные болезни, ее одолевающие, она сохранила волю, энергичность, остроумие, темперамент художнический и человеческий. Хочу продолжать восхищаться Лиозновой!

Светлана Светличная, заслуженная артистка РСФСР. Сыграла Габи Набель в фильме "17 мгновений весны":

 - Без Лиозновой я вообще не представляю себя. Благодаря моему режиссеру, Татьяне Михайловне Лиозновой, и моему педагогу, Михаилу Ильичу Ромму, я стала актрисой. Любила, люблю и буду любить и ценить Лиознову до конца своей жизни. Желаю Татьяне Михайловне, чтобы она как можно быстрее выздоравливала!

Мириам Быховская, художница, видный деятель советского кинематографа, автор декораций и костюмов ко многим известным фильмам. Работала на картинах "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны", "Карнавал":

- Поздравляю Татьяну Михайловну с днем рождения, желаю ей сил и здоровья. И пусть рядом с ней всегда будут только хорошие и добрые люди!

Татьяна Михайловна - режиссер высокого класса. Невероятно талантливый, думающий, ответственный. Сильная личность. Я работала с ней на пяти картинах: "Три тополя на Плющихе", "17 мгновений весны", "Мы, нижеподписавшиеся", "Карнавал" и "Конец света с последующим симпозиумом". Работа была очень трудная, но интересная. И всегда с Лиозновой работала замечательная съемочная группа, в которую входили одни из лучших профессионалов кинематографа - оператор Петя Катаев, художник-постановщик Борис Дуленков, звукорежиссер Леонард Бухов, я. Все мы понимали друг друга с полуслова.

Если говорить о "17 мгновениях весны", то работа, конечно, проводилась колоссальная. И Вячеславом Тихоновым, чей серьезный актерский психологический труд неоценим. Он сумел показать разведчика, чья жизнь - сплошное отречение и вечно висит на волоске. И Татьяной Михайловной. Надо было видеть, как она переживала и проживала все вместе с актерами, находясь в постоянном нервном напряжении сил. И художниками по костюмам проводилась колоссальная работа. Мы ведь делали всю картину в подлинниках. Я была на киностудии в Германии. У них там такой порядок! Удалось увидеть все костюмы тех лет, форму в подлинном виде и цвете. Чтобы потом сделать необходимые материалы, останавливали работу Свердловской текстильной фабрики. Целый этаж работал только на изготовление материалов для фильма. Мы ведь каждую деталь выверяли.

 

Фильмография

1958 - "Память сердца"

1961 - "Евдокия"

1963 - "Им покоряется небо"

1965 - "Рано утром"

1967 - "Три тополя на Плющихе"

1973 - "17 мгновений весны"

1980 - "Мы, нижеподписавшиеся"

1981 - "Карнавал"

1986 - "Конец света с последующим симпозиумом"