ГАДЮКИ СОВСЕМ ОЗВЕРЕЛИ

В Свердловской области распоясались гадюки. За последний месяц, когда на Среднем Урале установилась жаркая, под 30°, погода, в областной токсикоцентр поступили уже десять человек, укушенных этими змеями. Впрочем, токсикологи уверяют, что от укуса уральской гадюки еще никто не умирал.

- Даже ходить без костылей не могу - болит нога. А ранка совсем небольшая - как две точки. Вот так я сходила за земляникой, - жалуется пациентка центра Алла Абрамова. - Рядом с дачей гуляла, спустилась в овражек у дороги за ягодой. Всего-то две ягодки успела сорвать - что-то мелькнуло в траве. Змею я даже толком разглядеть не успела, так быстро она в траву юркнула. Горечь во рту появилась, лодыжка моментально опухла. Голова закружилась, да так сильно - я почти ничего не видела, только зеленые пятна...
Через два часа Аллу доставили в больницу практически без сознания. Сейчас в токсикоцентре четверо таких, как она. "Абсолютно ничего страшного в укусе нашей гадюки нет, - уверяют доктора, - при правильно оказанной медицинской помощи". Каждый сезон, с апреля по сентябрь, к ним поступает до трех десятков укушенных змеями. Пик покусов приходится на самую жаркую погоду: в это время и яд более активен, и организм быстро обезвоживается, усугубляя последствия, и гады в жару более подвижны и резвы.
- Ничего удивительного, что столько покусанных, - считает сотрудник Екатеринбургского зоопарка Светлана Поленц. - Сейчас у гадюк пик активности, сезон спаривания. Поэтому они так активно реагируют на внешние раздражители.
На Среднем Урале водится одна-единственная ядовитая змея - гадюка обыкновенная. Как справляться с последствиями гадючьего укуса, уральские доктора прекрасно знают - не первый год этим занимаются.
- Как-то мужчину гадючка укусила в руку, он решил, что ее, как клеща или собаку, доктора тоже должны изучить. Пока ловил - она его во вторую руку укусила, - рассказывает Константин Брусин, зав. реанимацией областного токсикоцентра.
Яд гадюки менее опасен, чем яд ее южных сородичей - гюрзы или гадюки шипящей. Но и он ухудшает свертываемость крови, обезвоживает организм - вся жидкость уходит в отек, поэтому и артериальное давление падает, и почки могут отказать. Кроме того, он вызывает аллергические реакции. Лечат укушенных капельницами, таблетками, мазями. Больных ставят на ноги буквально за пару недель.
- Сыворотки мы сейчас не применяем, - объясняет Константин Брусин. - Они крайне аллергенны, и лечение ими может привести к гораздо худшим последствиям, чем сам укус. Эти средства используют от яда более опасных змей, каких у нас нет. Представление о том, что от укуса змеи спасает только сыворотка, - заблуждение. Вроде того, что яд скорпиона смертелен. На конгрессах я встречаюсь с коллегами, они докладывают, что прекрасно лечится и такое отравление. Вот если десять скорпионов разом человека покусают...
Впрочем, пострадавшие от скорпионьих жал к уральским медикам ни разу не попадали. Экзотический случай произошел разве что в Перми несколько лет назад: мужчину укусила цирковая кобра, чей яд может вызвать остановку дыхания через семь часов после контакта с пресмыкающимся - если вовремя не оказать помощь. Но и его вылечили уральские токсикологи.
Врачи рекомендуют после змеиного укуса смазать ранку йодом, принять обезболивающее, пить побольше жидкости, чтобы не обезводить организм, и отправляться в токсикологический центр. По словам специалистов, "в общей сети не очень представляют, как справляться с такой травмой: то жгут наложат, что может в пиковом случае даже к необходимости ампутации привести, то неверную терапию проводят". И главное, рекомендуют медики, не паниковать - от укуса обыкновенной гадюки еще никто не умирал, и не прибегать к методу Гека Финна, который отпаивал укушенного гремучей змеей негра Джима галлонами виски.
- В лес - только в кроссовках, - советует покусанная Алла Абрамова. - Я в шлепанцах полезла - и вот вам результат.