Подобные известия россиянам приходят ежедневно. И потому столь удивительным показался рапорт МВД России: на целых 4,6 процента сократилось количество зарегистрированных преступлений за минувшее полугодие. Казалось бы, ну наконец-то! Ведь много лет кривая преступности ползла вверх с ужасающей быстротой. Считавшимся некогда критическим годовой рубеж в 3 миллиона преступлений давно пройден. Милицейские чиновники успокаивали: "Не волнуйтесь, граждане. Если растет, значит, ничего не скрываем. Все подряд регистрируем".
Как население узнает о реальном состоянии преступности? Очень просто. Выходит на улицу и считает. Сколько пьяных дебоширов на дороге. Сколько стекол побито на остановках. Сколько раз соседи кричали "караул!" Сколько жутких рассказов услышали на работе от сослуживцев. И как-то не очень это вяжется с милицейской статистикой, что обстановка в стране оздоровилась. Скажем, что число краж сократилось на 4,8 процента (а квартирных и вовсе на 12,3), грабежей - на 15,7, разбоев - на 19,2.
Любопытная деталь. По данным МВД, в первом полугодии заявлений в милицию поступило на 11 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. А преступлений, если судить по отчету, за то же время зарегистрировано меньше. Куда же пропал "довесок"?
Характерная "мелочь" нашего времени: чуть ли не каждый третий владелец сотового телефона успел стать жертвой воров. А количество кошельков, которые умыкнули в метро и в автобусах, - все то же множество. Разбоев на дорогах, кажется, стало даже больше.
В чем же тогда корни служебного бодрячества МВД? Причин может быть несколько. От предвыборных маневров до испытанной чиновничьей привычки из чувства самосохранения неизменно докладывать наверх: "Все хорошо, прекрасная маркиза..."
Компетентное мнение
Виктор Илюхин, депутат Госдумы:
- Думаю, с оптимистическим отчетом в МВД поторопились. Я не вижу причин для того, чтобы преступность в нашей стране начала снижаться. Разрыв между бедными и богатыми по-прежнему критически велик, ни одно серьезное противоречие на религиозной или национальной почве не разрешено, система профилактики преступности остается на плачевном уровне, количество наркоманов подходит к 7 миллионам, сотни тысяч бездомных... Поэтому разделить оптимистического заявления министра внутренних дел не могу.