ЗАРАБАТЫВАЙ, ДЕТСАД!

Узнав, что ее детский сад N 152 к 1 сентября попал в список претендентов в АНУ (автономное некоммерческое учреждение), заведующая Татьяна Павлова пережила настоящий шок. Здание старое, крыша протекает - как заработать 1,5 миллиона рублей на капитальный ремонт за счет оказания детишкам дополнительных платных услуг?

Сегодня в панике многие из ее коллег, попавшие под чиновничий расклад "инициативы сверху": превратить дошкольные (в перспективе и школьные) учреждения, дома-интернаты и геронтологические пансионаты в некие автономные некоммерческие учреждения. Чтобы зарабатывали за счет "непрофильной" деятельности дополнительные средства для повышения комфортности, увеличения зарплат персоналу.
Из обреченных на эксперимент дошкольных учреждений уже начался отток контингента. Не все родители согласны, чтобы их ребенок за дополнительную плату обучался иностранным языкам, приемам восточных единоборств, искусству макраме или пил кислородные коктейли. Как говорится, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево. Конечно, в ситуации, когда в некоторых районах Казани очередь в детские комбинаты насчитывает 4-5 тысяч человек, родители не особо ерепенятся: как-нибудь денег наскребут, лишь бы не лишиться места в детсаду. Пример - самый престижный детсад Ново-Савиновского района N 414: заявления о переводе детей в другие учреждения подали пока не более десятка родителей, хотя нынешняя ежемесячная плата, с учетом всех новомодных наворотов, уже приблизилась к 2 тысячам рублей.
Опасаясь социального взрыва, осторожничают и местные муниципальные органы: из официально рекомендованных к переводу на "автономку" 14 детсадов района в эксперименте будут участвовать лишь два, а в самом бедном Кировском районе АНУ вообще под жирным знаком вопроса. Та же картина и на окраинах, куда переселились трущобники из городского центра: здесь не хватает как минимум 15 детсадов - до экспериментов ли?
Множество вопросов и с переводом на автономные рельсы социальных приютов для одиноких пенсионеров и инвалидов. И этот контингент даже при бюджетном обеспечении влачит, как правило, жалкое существование. Какие у них могут отыскаться возможности для "побочных" заработков? Правда, директор лесхозного дома-интерната в Сабинском районе Ильхам Нургалеев настроен весьма оптимистично - с переходом в разряд АНУ он надеется значительно повысить зарплату персоналу (при нынешних ставках специалистов удержать весьма проблематично) и даже пополнить штат санитарками, водителями, слесарями. За счет чего? К примеру, собственная пасека сможет принести значительный доход - закуплены первые ульи и пчелосемьи. Есть зимняя теплица и сад - значит, можно заняться реализацией овощей и фруктов. Еще директор собирается открыть в корпусе палаты-люкс для временного содержания престарелых родственников местных бизнесменов, уезжающих в отпуск или служебные командировки. Возможны платные консультации врачей, массаж, физиотерапия для населения.
Как воплотятся эти планы в жизнь, предсказать трудно. Хотя уже закрадываются сомнения: не забудут ли медики, оказывающие услуги чужакам за "бабки", про свои "бесплатные" обязательства перед интернатскими дедами и бабками? Не окажется ли, что мед с общественной пасеки лишь по усам их потечет, а в рот не попадет? Коммерция и благодетельность есть вещи несовместные. Увы...
КОММЕНТАРИЙ "ТРУДА"
Федеральный закон "Об автономных некоммерческих учреждениях", вступивший в силу с января, вызывает много споров в педагогической среде. Понятно, что ни дошкольные, ни школьные учреждения не жируют: бюджетное финансирование много меньше реальных потребностей. Новый закон предлагает самим зарабатывать. На чем? Даже буйная фантазия не способна подсказать, какие услуги населению может оказать райцентровский детсад?
Допустим, в столице, других крупных городах найдутся родители, которые захотят платить деньги за дополнительные услуги, оказываемые их детям. А что делать в бедных городках, где безработица и безденежье? Тогда остается один выход - просто повысить плату. То есть в любом случае за новый закон расплачиваться родителям дошкольников и учеников. Причем в добровольно-принудительном порядке.
Противники АНУ, в их числе президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, уверяют, что закон приведет к введению платного образования и еще одной волне приватизации зданий. Сейчас даже Москва не может отсудить у новых хозяев помещения бывших детсадов. При этом в крупных городах, в том числе Москве и Казани, не хватает тысяч мест в яслях и садиках.