САМЫЙ "СМАК"

Что-то есть хочется - эта обыденная фраза превращается в навязчивую идею в разгар лета, когда все домашние разъехались по дачам, а в холодильнике лежит лишь пачка опостылевших пельменей. Чтобы вдохновиться на кулинарные подвиги, корреспондент "Труда" отправился на съемки программы "Смак", которая каждое субботнее утро радует гурманов на Первом канале.

Здание бизнес-центра, расположенное напротив Гребного канала в Крылатском. Именно здесь, в подвале, и снимается "Смак", а вовсе не на кухне Андрея Макаревича, как, судя по письмам, полагают некоторые телезрители (даже несмотря на то, что программу уже несколько месяцев ведет Иван Ургант). А удаленность от центра тем и объясняется, что Макаревич, руководитель проекта, живет поблизости.
...Длинный, узкий коридорчик, пять-шесть дверей, ведущих в монтажные и служебные помещения. Самая большая комната, размером со школьный класс, отдана под съемки. Кроме режиссера, трех операторов и нескольких ассистентов здесь присутствует и человек пять-шесть зрителей. Попасть на программу несложно, для этого достаточно позвонить по телефону редакции. В отличие от других шоу зрители "Смака" остаются за кадром, зато они имеют возможность взять автограф и сфотографироваться со снимающимися знаменитостями.
Как и большинство программ, идущих в записи, "Смак" записывается поточным методом. То есть съемки проходят раз в полтора-два месяца, и за два дня работы снимается пять-шесть программ. На съемку каждого гостя уходит два, а то и три часа. Одним из самых главных людей на этапе подготовки съемок является шеф-редактор Саша. Она обзванивает знаменитостей, выясняет у них рецепт блюда, которое они желали бы приготовить в студии, и потом вместе с двумя помощницами делает необходимые покупки. Иногда гости приходят в студию не с пустыми руками. В свое время всех смаковцев покорила Надежда Чепрага, которая привезла рюкзак деликатесов, целый ящик молдавского вина и напоила-накормила всю группу. За свое участие в программе звезды ничего не платят и никакого гонорара не получают,
...Когда я вошел в студию, шеф-редактор стояла у плиты и наставляла певицу Глюкозу, уже наряженную в фирменный смаковский фартук: "Так, немножко риса заливаешь бульоном, перемешиваешь, потом добавляешь специй и белый перец. И когда все это будет готово, опускаешь коктейль из морепродуктов. Поняла?" - "А можно я все это по шпаргалке проделаю?" - с мольбой в глазах спрашивает гостья. Но ее просьба отвергается. Ургант, прохаживающийся по студии, услышав словосочетание "белый перец", на всем знакомый мотив запел: "Белый, белый перец лег на провода, белый, белый перец тра-та-та-та".
Вообще Ургант в течение всех съемок, даже во время перерывов, держится легко и пересыпает свою речь шутками-прибаутками: "Обратите внимание, мы не промываем рис, потому что иначе из него будет вымываться крахмал, а в крахмале, как говорила моя бабушка, когда варила мне картошку, - сила красноармейца". На каждую подобную репризу зал реагирует взрывом хохота и аплодисментами.
Но вот, наконец, Глюкоза и Ургант ин-струкции получили, режиссер Павел Судаков, дает команду: "Все, погнали".
Глюкоза, только что вернувшаяся из свадебного путешествия по Средиземному морю, выбрала такое экзотическое блюдо, как ризотто с морепродуктами. Нарезая лук, Ургант интересуется у Наташи впечатлениями от свадебного путешествия, радуется тому, что замужество не мешает ей продолжать сольную карьеру. Но тут выясняется, что никто не имеет представления, до какой кондиции нужно выдерживать рис. Режиссер по этому поводу объявляет перерыв и вся съемочная бригада собирается вокруг плиты. Ургант возмущен: "Саша, ты же должна была предварительно хотя бы раз это ризотто приготовить!"
Но вот все улажено, и съемки продолжаются. Минут через сорок блюдо готово. Большим половником содержимое сковородки раскладывается по тарелкам, из холодильника достается бутылка, на которой большими буквами написано: "Хорошее белое вино". И Ургант произносит благодарственный тост. И вот камеры выключены.
К сковородке подлетает вся съемочная группа и непонятно откуда взявшимися ложками начинает уплетать ее содержимое. Теперь я точно знаю, куда исчезает все приготовленное гостями "Смака". Через три минуты режиссер поворачивается к залу и строго произносит: "Никто не расходится ни на какие обеды, следующий гость очень спешит, поэтому снимаем его сразу же".
Следующим участником программы оказывается актер Борис Смолкин, получивший известность благодаря роли дворецкого Константина в сериале "Моя прекрасная няня". С приготовленной актером рыбой происходит та же самая история, что и с ризотто: режиссер и операторы мгновенно ее уминают.
После некоторого перерыва в студии появляется Лариса Долина. Она деловито осматривает разложенные к ее приходу на столе пучки зелени и овощи, интересуется насчет ножей, стоящих в специальной подставке, все ли они острые. И приступает к кулинарной работе.
- Сегодня будем готовить блюдо под названием карманник, - интригует публику Лариса Александровна. - Почему она так называется, я объясню потом.
Как оказалось, карманник, несмотря на свое уголовное название, блюдо достаточно изысканное: это кусочки курицы, начиненные грибами и обмотанные беконом. Лариса Долина готовит легко и изящно, говорит много и охотно.
Вскоре карманник готов, и режиссер с операторами тоже съедают его с большим удовольствием. Воспользовавшись паузой, задаю вопросы Урганту.
- Иван, чье блюдо произвело самое большое впечатление?
- Сложно выбрать что-то одно, потому что у меня разнообразные вкусовые пристрастия. Но мне очень нравится, что большинство блюд, которые я пробую на программе, раньше никогда не ел.
- В повседневной жизни что-то готовите?
- Значительно реже, чем на программе.
- Интересно, а ваши отношения с Макаревичем после того, как вы заняли его место, не испортились?
- Наоборот, они улучшились. Если раньше их совсем не было, то теперь у меня есть возможность ему позвонить и на кого-нибудь нажаловаться. Ведь он - руководитель программы.
Дождавшись подходящего момента, задаю вопросы и Павлу Судакову.
- Из эпизода с Глюкозой я понял, что специалиста по кулинарии у вас на программе нет.
- Специалиста по кулинарии у нас действительно нет. Поскольку гость приходит со своим рецептом, то он наверняка умеет свое блюдо приготовить. Ситуация с Глюкозой была исключением из правила.
- А случались ли во время съемок ЧП?
- При Иване пока еще нет, а вот за годы работы с Андреем Макаревичем набралась коллекция таких эпизодов. Например, как-то к нам на съемки пришел артист Александр Пороховщиков и сказал, что для ухи, которую он собирается готовить, ему нужно обязательно развести настоящий костер на кухне. Мы взяли красивое керамическое блюдо и подожгли на нем несколько лучин. Когда уха была уже почти готова, это блюдо взорвалось, и его осколки разлетелись по студии. К счастью, никто не пострадал.
- Какой из "звездных" рецептов запомнился вам больше всего?
- Больше всего нам запомнилось, как Алена Апина варила раков. В большую кастрюлю она вылила бутылку водки, бутылку сухого вина, литр кефира, литр молока, сметану, перец, лавровый лист, что-то еще и в этом бульоне варила раков. И самое удивительное, что этот бульончик оказалось можно есть, и он получился удивительно вкусным.
Честно говоря, вернувшись со съемок, повторить этот рецепт я не решился. Но, может быть, кто-то из наших читателей наберется смелости приготовить его?