В очередь за Каннами
«Труд» — о том, что стоит и чего не стоит смотреть на Московском кинофестивале
В четверг стартует 34-й Международный московский кинофестиваль, программа которого год от года только растет, но хороших фильмов в ней становится все меньше. «Труд» советует зрителям, как не потратить зря деньги и время.
По какому-то странному стечению обстоятельств Московский кинофестиваль до сих пор причисляется к категории «А» — лучших мировых киносмотров наряду с Каннами, Венецией и Берлином. Хотя все хорошие фильмы на нем показывают не в основном конкурсе, а в параллельных программах — уже победившие на других фестивалях и прошедшие проверку теми же Каннами. Бессменный президент ММКФ Никита Михалков год от года утверждает, что все фильмы — хорошие и тщательно отобранные, но его, похоже, больше заботит не сам фестиваль, а дворец, где этот праздник кино должен проводиться — о нем он говорит с особым напором. Хотя логичнее было бы сперва озаботиться творческим уровнем самого фестиваля, довести его до реального класса «А», а уж потом тратить гигантские средства на этот символ пышности и процветания отечественной киноиндустрии. Но Никита Сергеевич с завидной энергией добивался строительства Дворца фестивалей целых 13 лет, и в марте этого года власти его затею утвердили и даже предоставили место — в Лужниках. Когда дворец распахнет свои двери, еще неизвестно — проект не разработан. Чему киноманы, может быть, и рады: не придется тащиться в Лужники, все фестивальные картины можно посмотреть в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате. Правда, огромных очередей никто не отменял, и чтобы попасть на заветный фильм, придется изрядно потомиться возле кассы. К тому же фестивальный статус картин отнюдь не гарантирует, что после просмотра не наступит разочарование.
Основной конкурс — для больших любителей
В основном конкурсе ММКФ фильмов первого уровня не показывают уже давно. Кто-то еще, конечно, помнит, как в далеком 1963 году в конкурсе показали ленту Федерико Феллини «81/2» и после долгих споров все-таки присудили ей главный приз: художественность взяла верх над идеологией. Тогда сквозь заслоны цензуры сюда пробивались такие «буржуазные» фильмы, как «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика… Во времена, когда не было не то что интернета, даже видео, Московский кинофестиваль служил настоящим окном в мир: здесь показывали то, что никогда не выходило в советский прокат.
То, что показывают в основном конкурсе сейчас, в широкий прокат тоже не выходит, но причина кроется уже не в цензурных заслонах. Московским кинофестивалем практически не интересуются прокатчики и иностранные журналисты, так что ни один уважающий себя продюсер не отдаст в конкурс ММКФ свой фильм — здесь его увидят только московские зрители. Конкурсные картины могут понравиться лишь тем, кто интересуется локальными кинематографиями стран Восточной Европы, или студентам языковых вузов, да и то как дополнительная форма обучения.
Широкий интерес представляют только российские картины. Так, на прошлом фестивале показали последний фильм Николая Хомерики «Сердца бумеранг» и «Шапито-шоу» Сергея Лобана — пожалуй, лучшие отечественные картины 2011 года. В этот раз здесь состоится премьера нового фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» — истории трех женщин (Татьяна Друбич, Ольга Кузина и сама Литвинова), каждая из которых любит, ненавидит или ищет любви. Еще один русский фильм в конкурсе — историческая драма Андрея Прошкина «Орда», недавно показанная на «Кинотавре».
Конечно, хорошие зарубежные фильмы тоже иногда попадают в конкурс ММКФ, но члены жюри и организаторы почему-то не фокусируют на них свое внимание. Так, в 2008 году молодой болгарский режиссер Явор Гырдев именно сюда отправил фильм «Дзифт» (кстати, в этом году Гырдев — один из членов жюри ММКФ), но настоящая премьера его картины с хорошими профессиональными последствиями состоялась спустя пару месяцев, на фестивале в Торонто. В этом году в конкурсе покажут фильм венгерского классика Иштвана Сабо «Дверь», в котором Хелен Миррен играет пожилую домохозяйку с загадочной судьбой. Когда-то Московский кинофестиваль открыл этого мастера: в 1967 году здесь показали один из первых фильмов Иштвана Сабо «Отец — Дневник одной веры» и дали ему главный приз. Потом уже венгерского режиссера заметили в Каннах и даже в Америке, присудив ему «Оскар» за «Мефисто» в 1982 году. Сейчас открытия новых имен от фестиваля ждать уже не приходится и лучше идти на то, что уже проверено другими киносмотрами или временем.
Прицел — на документальное кино
Последние несколько лет документальное кино стало главным козырем Московского кинофестиваля. Правда, зрители его игнорируют, и сеансы проходят при почти пустых залах, хотя показывают здесь документальные хиты сезона, которые на большом экране нигде, кроме ММКФ, не увидишь. Документальное кино есть в нескольких программах кинофестиваля, но главная из них — «Свободная мысль». В этом году здесь представят последнюю картину Вернера Херцога «В бездну. Повесть о жизни, повесть о смерти» — историю про двух парней, осужденных за три жестоких убийства на смертную казнь. Виноватые и правые в этой истории Херцога почти не волнуют, его прицел — на природу преступления и смертной казни, которая кому-то кажется панацеей от новых убийств.
Еще один важный фильм из «Свободной мысли» — «Да здравствуют антиподы!» российского кинодокументалиста Виктора Косаковского. Эта жизнеутверждающая картина, снятая в противоположных точках земного шара, открывала прошлый Венецианский кинофестиваль. В Москве фильм Косаковского покажут впервые, несмотря на то что по европейским кинофестивалям он уже прокатился.
В конкурсе документального кино — «Завтра» Андрея Грязева. Нашумевшая лента, премьера которой состоялась в этом году на Берлинском кинофестивале, рассказывает о скандальной артгруппе «Война», политике и современном искусстве.
Каннские премьеры и так выйдут в прокат
Самые аншлаговые сеансы на ММКФ — это российские премьеры каннских конкурсантов. Их показывают в программе «81/2 фильмов», где собраны самые сливки современного кино. О том, чтобы попасть на эти показы, нужно позаботиться заранее: отстоять огромную очередь, урвать билет, подраться в кинозале с тем, кто уже занял ваше место (а такие всегда находятся). Но не думайте, что на этом мучения закончатся: в зале будет тесно, кто-нибудь обязательно начнет разговаривать или мелькать прямо возле экрана. Да и цены на билеты отнюдь не радуют: до 500 рублей. Все это можно было бы оправдать тем, что фильмы знаковые и в Москве их больше не покажут, но это не так.
Как правило, все каннские фильмы выходят в широкий прокат буквально через пару недель-месяцев после премьеры на ММКФ. Так, в этом году покажут «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, который выйдет в прокат в этот же четверг, 21 июня. Другие фильмы придется ждать дольше. Например, «Священные моторы» Леоса Каракса выйдут только в октябре, а «Доля ангелов» Кена Лоуча — в сентябре. Зато тогда уже не будет ни очередей, ни забитых до отказа залов. Правда, не будет и фестивальной атмосферы — а ее по старой памяти Московский международный еще сохранил. ?
Лучшие фильмы на ММКФ
«Последняя сказка Риты»
Новая режиссерская работа Ренаты Литвиновой — про женское счастье, ненависть, любовь и ее поиски. В центре сюжета — истории трех разных женщин, которых играют сама Рената Литвинова, Татьяна Друбич и Ольга Кузина. Музыку к фильму написала Земфира.
«Рай. Любовь»
Фильм австрийского режиссера Ульриха Зайдля был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля. В центре этой жестокой сатиры на современное европейское общество женщина, которая едет в Кению. Но цель ее путешествия — отнюдь не благотворительность, а сексуальные африканцы.
«Возлюбленные»
Мелодрама французского режиссера Кристофа Оноре — тоже про женскую любовь. Две героини — две истории: беспечная молодость матери (Катрин Денев) и любовные муки дочери (Кьяра Мастроянни) сплетаются в фирменную французскую мелодраму с налетом меланхолии и печали.
«Я, Анна»
Этот триллер стоит посмотреть хотя бы ради Шарлотты Рэмплинг. Она играет стареющую, но все еще привлекательную англичанку, которая оказывается в центре любовных и детективных передряг. Сначала знакомится с мужчиной, а потом становится подозреваемой в жестоком убийстве.
Первая потеря
ММКФ начался со скандала
Новый фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» не будут показывать в рамках Московского фестиваля. Картина должна была закрывать российскую секцию ММКФ, но продюсеры в последний момент отозвали ее. «Это скандал, такого у меня еще никогда не случалось», — негодовала на пресс-конференции Ирина Павлова, художественный руководитель российских программ фестиваля. Продюсеры свою позицию объяснили тем, что картину «Пока ночь не разлучит» ждет участие в других международных киносмотрах и ее показ в рамках ММКФ может навредить фестивальной и прокатной судьбе фильма. В рамках российских программ покажут фильмы «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Искупление» Андрея Прошкина. Картину «Пока ночь не разлучит» зрители смогут посмотреть осенью, когда она выйдет в широкий прокат.