Что рассказала о своем знаменитом сыне Валентина Цой
Завтра ему бы исполнилось 50. Виктор Цой — одна из главных констант русской рок-, да и просто культуры. В том, кем он стал, огромную роль сыграла, подчас сама того не осознавая, мама Виктора. Валентина Васильевна Цой скончалась от инфаркта 28 ноября 2009 года. Остался ее рассказ о детстве и юности певца, записанный мною на диктофон во время нашей последней встречи. Часть его предлагаю читателям «Труда».
— С Робертом Максимовичем, отцом Вити, я познакомилась на новогоднем вечере, он был с гитарой. И потом, когда мы поженились, гитара так и вошла в наш дом. Через полтора года после свадьбы у нас появился Витя. Он родился рядом с Парком Победы, в двухэтажном зданьице, где раньше был роддом, а сейчас
Курить начал в восьмом классе. Нехорошо, конечно, но это проба жизни, форма мужского общения, тут уж за ними надо оставить право попробовать. Я не ругалась и даже покупала ему хорошие сигареты. Но он
Мне еще в детском саду говорили: «Витя у вас хорошо рисует». Раз у него открылись такие способности, я все делала, чтобы их развить. Карандаши, краски, пластилин всегда были у него под руками. В четвертом классе уже сам ездил во дворец пионеров, а потом и в художественную школу. Как я гордилась, когда его композиция заняла второе место на городской выставке! После восьмилетки поступил в художественное училище имени Серова. Но тут сорвалось. Витя организовал
В 20 лет Витя женился и ушел жить к Марианне. Витя очень любил ее, это была первая настоящая любовь к женщине. Пять лет они прожили вместе, и все было хорошо. Когда появился Саша, это была огромная радость.
Он был тонко организованным, очень ранимым человеком. Марианна совсем другая. Боксерка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане. Когда надо было драться, Витя пускал ее вперед, и она делала это с удовольствием. А он шел за ней и помалкивал — вот так и начался его имидж молчуна. Она была его единомышленницей, помощницей, двигала его к славе. Но он мог от нее устать. Мне кажется, поэтому они и расстались. Это произошло перед «Ассой». У Вити появилась женщина. Не она — так была бы другая. Последние годы он жил с Наташей в Москве. Закрылся начисто и с нами свой разрыв с Марианной не обсуждал. И она долго это скрывала, видно, надеясь, что он вернется. А мы делали вид, что ничего не знаем. Саша был все время около нас.
…По крайней мере он хоть немножко свет посмотрел. Был в Японии, Америке, Франции, Италии, Дании… В Копенгагене они дали благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Я спросила, сколько ему заплатили. Говорит — смог купить себе две жвачки и кружку пива.
…Когда у него появились машины, я ни разу не сказала: «Витя, будь осторожен». Потому что он был достаточно спокойным, уравновешенным человеком… Говорят, что он заснул за рулем. Это все чушь. Середина дня, не такой длинный путь, чтобы заснуть. Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в то время работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка отвлекла внимание, и он перестал контролировать дорогу… Удар был такой силы, что от его «Москвича» остался только багажник, мотор нашли за 50 метров от машины…
Сегодня на канале «ТВ Центр» в 20.15 состоится премьера документального фильма «Виктор Цой. Вот такое «Кино»
Андрей Макаревич,
— Красиво уйти на пике — важная составляющая
Алексей
—
Владимир Дашкевич, композитор: «В песнях Виктора была сокрушительная магия»
В сумасшедшее перестроечное время —
Мне припоминаются
Это была святая правда. Витя при его гигантской энергетике и, я бы сказал, жизненном позитиве в годы после Высоцкого стал лидером. Но проблемы с чистотой пения у него были серьезные, в его записях это, к сожалению, заметно. И рядом с Курехиным он открыто позиционировал себя его учеником. Невероятно жаль, но произошла странная вещь: они не хотели, чтобы все это было записано. Сережа был гениальным импровизатором, мог два часа солировать за роялем. Я умолял: «Запиши», — но он отвечал: «Нет, и до нас были музыканты, которые творили, а потом ушли, не оставив следа».
Почему Цоем так увлекаются до сих пор? Потому что в его песнях заключена огромная социальная магия. Всякий человек с развитым слухом скажет вам: это не музыкальное откровение, но это такой мощный крик подсознания, что понять его природу можно, наверное, только в плане психоанализа. Таким искусством человечество раскручивает себя перед прыжком в неизвестность. Здесь же и огромная опасность: масса, ведомая этой магией, легко превращается в зомби. Вот почему столь важна личность, подобная Курехину: он был культурной смягчающей силой — крупный музыкант, замечательный композитор, человек осознанной философский позиции.
Сегодня я не вижу фигуры, подобной Курехину, которая могла бы объединить нас призывом к благородству, братству, единству. Борис Гребенщиков? Он человек поразительного таланта, но, образно говоря, ушел в Тибет. Сам себя исключил из широкого вещания. И может быть, поступил
Мною обнаружен закон, по которому интонационный язык музыки принципиально обновляется раз в 32 года. Предыдущее обновление было в