Теоретически ставка рефинансирования ЦБ - это размер "платы за деньги" для бизнеса. Именно под такой процент коммерческие банки могут брать кредиты в главном банке страны, чтобы потом пустить их в дальнейший оборот. Как утверждает председатель ЦБ Сергей Игнатьев, "в соответствии со сложившейся традицией ставка рефинансирования устанавливается на 1-2 процента выше уровня инфляции". Но для серьезного бизнеса эта цифровая эквилибристика не имеет практического значения: наши предприниматели предпочитают кредитоваться за границей - под гораздо меньший процент и с меньшей бюрократической нагрузкой. А вот для рядовых россиян новое понижение ставки рефинансирования ЦБ непременно обернется снижением доходов по депозитным вкладам.
По закону если человек положил свои деньги в коммерческий банк под высокий процент - выше ставки рефинансирования ЦБ, то разница считается материальной выгодой вкладчика. И соответственно облагается 35-процентным налогом. Например, если у кого-то лежит в банке 10 тыс. рублей, то годовой доход с них теперь не может превышать 1 тыс. рублей (10 процентов). А если вы положили под 12 процентов, то с суммы "сверху", то есть с двух сотен, придется отстегнуть государству 70 рублей.
Если вклад небольшой, то гражданин может даже потерь не заметить, ибо реальная сумма налога в рублях и копейках получается небольшая, а обязанность перечислить ее государству возлагается на банк. Но для банкиров это означает много лишней (и бесплатной) работы. Поэтому банки предпочитают заранее снижать ставки по депозитам "с запасом". Например, еще вчера не так просто было найти вклад с депозитом по ставке выше 10,5 процентов годовых. Завтра ставки снова снизятся - до 9,5-10 процента годовых и меньше. А это означает, что россияне, хранящие свои сбережения на банковских счетах, опять окажутся в проигрыше.
Добавим, что Центробанк меняет свои ставки, исходя из официального курса инфляции. Но реальный рост цен в России всегда оказывается значительно выше, особенно для бедных. Ведь они не покупают лимузинов, бриллиантов и других предметов роскоши, цены на которые поднимаются медленно. Зато стоимость продуктов питания и предметов ширпотреба растет как на дрожжах - в этом секторе реальная инфляция уже сегодня измеряется двузначными цифрами.