СОКОЛ УЛИЦ НЕ БОИТСЯ

"Труд" сообщал о необычном семействе, поселившемся под окнами редакции. В нише стены в центре Москвы свила гнездо самка сокола-пустельги, которая, по словам специалистов, вполне могла охранять от ворон небо над Кремлем.

Потом к ней присоединился друг - гордый сокол. А в минувшие выходные история получила развитие: вылупились три птенца. Время от времени они начинают кричать, требовать корма, и заботливая мать улетает на охоту. Возвращается с добычей. Предпочитает мышей. Сноровисто рвет грызуна и аккуратно кладет кусочки малышам в клювы. Появляется и глава семейства - балует отпрысков воробьями и синицами.
- Городские условия для сокола-пустельги в принципе подходят, и высока вероятность, что птенцы выживут, - сообщил "Труду" заведующий отделом орнитологии Московского зоопарка Николай Скуратов. - Единственную серьезную опасность для соколят представляют вороны. Родителям необходимо быть начеку.
По словам Скуратова, заклятые враги соколов - птицы интеллектуальные. Они выведывают, где находятся гнезда, и часами выжидают, пока мать улетит за пропитанием. Увидев, что птенцы остались без защиты, налетают и разоряют гнездо. Но времени у каркуш не так много: уже через месяц соколята возмужают, окрепнут, и тогда воронам придется искать другую добычу.
- С недавних пор соколы-пустельги действительно стали селиться в Москве, - рассказала "Труду" сотрудник Союза охраны птиц России Наталья Николаева. - Это редкий, благородный хищник. В основном соколы гнездятся в МГУ - архитектура университета удобна для создания гнезда. Главное - соколов не надо беспокоить.
Мы решили следовать совету и будем наблюдать за соколиным семейством издалека. И расскажем нашим читателям о его дальнейшей судьбе.
А ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ СПАСАТЬ ПТИЦ?
Андрей БРЕЖНЕВ, внук Л.И. Брежнева:
- Я старался никогда их не обижать. Из рогаток по воробьям не стрелял. В школе на уроках труда строил скворечники, оберегал от кошек птенцов, если выпадали из гнезда. Иногда с дедом гонял голубей. У него на даче в Заречье была большая голубятня. Леонид Ильич сам их кормил и "выгуливал", оглушая округу свистом.
Виктор КОКЛЮШКИН, писатель-сатирик:
- Спасал всю жизнь с малолетства. В далекой юности гонял голубей и, когда у них болели глаза, я отправлялся в ветлечебницу на Трубную улицу за каплями. Однажды в Сокольниках нашел раненого сокола - у него было повреждено крыло. Забрал домой, чтобы выходить. Но спустя пару дней пришлось отпустить - сокол не любил неволи и готов был биться о клетку.
Надежда ЧЕПРАГА, певица:
- Буквально месяц назад возле дома я подобрала воробышка. Принесла домой, кормила из пипетки детским питанием. На днях выпустила на волю. У меня за окном есть кормушка, куда каждый день слетаются воробьи, синицы, голуби и даже вороны. Я им с вечера оставляю куски хлеба, вымоченные в молоке, и в половине шестого утра они довольствуются завтраком. Птиц обязательно нужно кормить, потому что их считают посланцами Бога.
Владимир ТАРАСОВ, орнитолог, Екатеринбург:
- Приходилось выпутывать лебедей из рыбачьих сетей. Лебедь - птица сильная, и надо ему закрывать глаза тряпкой или рукой - он тебя не видит, и можно делать, что хочешь.
Когда мы выезжаем в "поле", первым делом разоряем вокруг нашего лагеря все вороньи гнезда, а то к концу сезона других птиц не останется.
Елена БОНДАРЕНКО, ученица 10-го класса средней школы N 65, Ростов-на-Дону:
- Однажды на балкон нашей квартиры залетел голубь. Варя, наша рыжая персидская кошка, любительница охоты на птичек, бросилась к нему и схватила когтистыми лапами. Я сумела вырвать у нее добычу, но хвостатая к тому моменту сильно исцарапала и покусала несчастного. Почти три недели всей семьей мы его выхаживали.