ШАЛАШ N647

Вокруг ни души. Спросить дорогу в садоводческий кооператив "Рассвет" не у кого - время "не дачное". Наконец замечаю дымок над одним недостроем. На стене табличка с номером 647. Здесь и живет молодая семья.

Первый этаж летнего строения нежилой - пол не настелен, в окнах фанера. Лестница ведет на чердак, где в комнатке под крышей топится печка-буржуйка, сколочен широкий топчан, работает телевизор. Девятимесячная девочка на руках у мамы радостно улыбается... На длинном подоконнике - полтора десятка горшочков с овощной и цветочной рассадой, поднявшейся уже на вершок. Горшочки поразили сильнее всего.
Хозяева дачи N 647 - Светлана Гревцева и Сергей Волобуев. Оба бывшие детдомовцы, познакомились в профтехучилище в Курске. Решили, что поженятся, как только получат от государства положенную по закону жилплощадь. Впрочем, рабочие места им тоже гарантированы законом... Но после строительного профтехучилища подходящей работы они не нашли. Стали осваивать другие профессии: Света выучилась на швею, Сергей - на повара. Куда бы ни пришли устраиваться: "Нам нужны опытные специалисты, а не начинающие". Словом, профессией государство их обеспечило, но с работой и жильем дело обстоит хуже.
Когда у Светы родилась дочка, она жила в общежитии "для социально неустроенных граждан". Кроме нее в комнате еще две одинокие мамы. Как тут ребенка поднимать? Сергей к тому времени сумел скопить на строительных шабашках 7 тысяч рублей - этого хватило на покупку недостроенной летней дачки в кооперативе "Рассвет".
- Снимать квартиру в городе нам не по карману, - рассказывают молодые родители. - Горадминистрация предлагала комнатушку в общежитии, где полно сирот-переростков, но там можно застрять навсегда. Мы решились остаться на зиму в этой комнатке - успели до морозов ее кое-как утеплить...
Зима выдалась суровая и затяжная. Водопровод не работает - пришлось растапливать снег на буржуйке. Готовили на электроплитке, а электролинии часто выходят из строя. Ближайший магазин за несколько километров... Даже погулять с ребенком проблема: снега по пояс, коляску не покатишь. Сергей ездит на электричке в город - подрабатывает то на рынке, то на стройке. Но духом ребята не падают.
- Хочется, чтобы у нас были овощи, выращенные своими руками. И чтобы цветы росли вокруг домика, - показывает Света на горшочки с рассадой.
- Мы считаем, что нельзя сдаваться, - рассуждает Сергей. - Многие бывшие детдомовцы в такой ситуации опускают руки. Одни запили, других втянули в криминал - попали в тюрьму, некоторые вернулись в школы-интернаты рабочими по хозяйству, воспитателями. А мы решили бороться до конца - пусть чиновники исполняют закон о предоставлении жилья сиротам.
Почти пять лет они потратили на походы по начальственным кабинетам, написали сотни писем во все мыслимые инстанции. Кажется, неповоротливая машина наконец стронулась с места. Прокуратура Центрального административного округа Курска обратилась в районный суд с иском в защиту интересов сироты, инвалида третьей группы, матери грудного ребенка Светланы Гревцевой. Суд обязал городскую администрацию предоставить ей отдельную благоустроенную квартиру. По признанию Светы, от радости они даже перестали замечать трудности дачной зимовки.
Я потом сходил в городское управление по учету и распределению жилья. Начальник Тамара Васильевна Пожидаева обрадовала: документы на предоставление однокомнатной квартиры Светлане Гревцевой как раз в стадии оформления. Но почему за гарантированное законом право надо непременно бороться?
- По закону квартиры для сирот должен приобретать орган местного самоуправления, - объясняет Тамара Васильевна, - но средства на это отпускает областной бюджет. За последние шесть лет город не получил от области ни рубля.
Вместо комментария. Как заверила заместитель председателя комитета образования Курской области Евгения Барсукова, областное правительство завершает работу над жилищной программой, предусмотренной одним из национальных проектов. Там есть специальный раздел по обеспечению детей-сирот жильем. Уже в этом году Курск получит средства на покупку около 20 квартир.