... И ОТКРЫЛИСЬ ПЕЛЕНЫ ВЕЛИКОГО ДИОНИСИЯ

В Ферапонтове произошло событие, которого ждали более 100 лет. В монастырском соборе Рождества Богородицы, стены которого украшают известные на весь мир фрески Дионисия, сдали в эксплуатацию... новый пол. Надо было видеть это керамическое чудо - и многочисленные гости, и реставраторы не скрывали восторга. Собственно, название "пол" не совсем подходит к тому, что сделано, - это технически сложное произведение, пока единственное в России.

- Сегодня мы проводим первый публичный отчет об использовании средств, полученных по гранту президента Владимира Путина в октябре 2002 года, - говорит Галина Иванова, директор музея-заповедника. - Условия были жесткими - до конца прошлого года инвестировать в конкретный проект 2,6 миллиона рублей. Реставраторы объединения "Ивановореставрация", проектировщики из Москвы, другие специалисты работали в соборе Рождества Богородицы не покладая рук. Финансовых ресурсов немного не хватило, завершить реставрацию помогло правительство Вологодской области.
Собор Рождества Богородицы был построен в 1492 году. А через 12 лет один из лучших художников средневековой Руси Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром закончил роспись собора фресками. В полном объеме росписи Дионисия сохранились только здесь, в Ферапонтове.
- В храме, не пострадавшем от человеческого небрежения, была проведена огромная работа по укреплению живописи, по очистке ее от пыли, наслоений копоти, микроорганизмов,- рассказывал мне при встрече в Кириллове заместитель директора музея по научной работе Илья Смирнов. - Замечательный ученый из Москвы Ольга Лелекова создала и применила на практике методику реставрации ферапонтовской росписи, за что была удостоена Государственной премии.
... Хранитель памятника культуры Елена Шелкова приглашает гостей в собор. Гладкий, темно-коричневый керамический пол вызвал ощущение, что он был тут всегда. И в то же время все обратили внимание, что собор как будто вырос. Керамо-гранитное покрытие ниже бывшего пола. Более того, когда убрали бетон и доски, то по внутреннему периметру храма обнаружили живопись Дионисия, о которой прежде никто и не знал. Это стало настоящей сенсацией. Кистью Дионисия нарисованы так называемые пелены, с них, по существу, и начинаются все живописные композиции - как бы рождающаяся из пелен.
Один из "виновников" торжества - Константин Смирнов, начальник фирмы "Электро" из Череповца. Именно специалисты этой организации в короткие сроки провели уникальные работы. Керамо-гранитная плита, доставленная сюда из Италии, была уложена череповецкими мастерами без единого грамма бетонного раствора - на помощь пришли современные технологии. Но по-настоящему понимаешь весь размах реконструкции тогда, когда спускаешься в подклет собора - там смонтирован электронно-механический узел по управлению системой обслуживания собора. Автор проекта Сергей Куликов из Москвы доволен - он корпел над проектом не один год, и вот все намеченное осуществилось.
Внутри напольного покрытия вмонтированы электронные датчики. С их помощью решена еще одна насущная проблема - создание оптимального температурно-влажностного режима. Русские реставраторы еще век назад доказали, что подогрев подобных соборов должен вестись в ограничительном режиме и, так сказать, по зонам - в центре храма одна температура, в боковых частях - другая. Новая система учитывает эти особенности, действует автоматически. Еще одно практическое значение новшества - музей станет доступным для туристов круглый год.
- Собор - это живой и большой организм. И все сделанное - только первый этап в поддержании его в здоровом состоянии, - отметил Илья Смирнов. - Систему нужно настроить, отрегулировать, конечно, с помощью специалистов Научно-исследовательского института реставрации в Москве, с которым мы давно сотрудничаем.