ВОДИТЕЛЬ, НАЖМИ НА ТОРМОЗА!

"Национальным бедствием" назвал потери в автоавариях главный транспортный инспектор России Анатолий Насонов. В его словах нет преувеличения: количество жертв на автодорогах составляет 99 процентов погибших на всех остальных видах транспорта. Число дорожно-транспортных происшествий растет стремительно - только за 5 месяцев в этом году в стране произошло около 60 тысяч ДТП.

Особую тревогу вызывают аварии на общественном транспорте, которые составляют едва ли не треть всех дорожных происшествий. Если при столкновении легковых автомобилей гибнут единицы, то в попавших в аварию автобусах, троллейбусах, маршрутных такси люди гибнут десятками. Примеров тому не счесть.
Жители города Костамукши Республики Карелия по сей день не могут забыть ЧП, когда автокран, двигавшийся с опущенной стрелой, буквально въехал в автобус, убив 10 и искалечив 3 человек. 24 жизни унес с собой неисправный автобус в Чувашии. 14 пассажиров подставил под электричку и покалечил водитель рейсового автобуса Земетчино - Усердино в Пензенской области. 8 человек погибли и 8 были ранены в Красноярском крае при столкновении автобуса с автопоездом. Россиянам памятен жуткий пожар на автостоянке Черкизовского рынка Москвы, когда в аварийном автобусе заживо сгорели 12 человек. За последние 5 месяцев только в Подмосковье произошло 178 ДТП с участием автобусов и маршруток, в которых погибли 38 человек, ранены - 242. Общественный транспорт становится опасным средством передвижения.
Есть чудовищная закономерность: в массовых ДТП чаще всего погибают дети. В Петрозаводске перевернулся автобус - покалечены 30 школьников. В Башкирии пострадали 12 детей (один погиб). В пензенской аварии среди изувеченных электричкой пассажиров автобуса ровно половина - 7 человек - учащиеся ПТУ. Перечень можно продолжать: каждая третья жертва ДТП - ребенок. Еще один необъяснимый факт - большинство крупных автокатастроф происходит на железнодорожных переездах, которые особо отмечаются дорожными знаками.
На вопрос, кто виноват, работники Минтранса России и ГИБДД отвечают однозначно: более 50 процентов автоаварий совершают водители с 3-летним опытом вождения. В 80 случаях из 100 это частные автовладельцы.
- Основные причины, по которым происходят 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий: превышение скорости, отсутствие водительских прав, нетрезвость водителя и нарушение правил обгона, - считает первый заместитель председателя Центрального совета РОСТО (Российской оборонной спортивно-технической организации) Сергей Федулов. - Плюс отсутствие элементарной культуры поведения на дороге. Ведь ежегодно около 50 тысяч автолюбителей получают права путем самоподготовки, не обучаясь в автошколе.
Новой бедой на дорогах стали водители-частники, которые приобретают автобусы, маршрутные такси и стремятся как можно больше "выжать" из них денег. По мнению заместителя начальника отдела технического надзора УГИБДД Московской области Алексея Яшина, маршрутные такси работают на износ. Ремонтируют их только для того, чтобы ехали (кстати, выяснилось, что автобус ПАЗ в Чувашии, убивший 24 человека, не имел ни спидометра, ни амортизаторов, ни даже... надежных тормозов). Профессор МАДИ Анатолий Рябчинский утверждает, что "Газели" вообще не пригодны для перевозки пассажиров, так как люди в них сидят лицом друг к другу, без привязных ремней и в случае аварии обречены. К несовершенству машин добавляется жадность их владельцев, которые перегружают автобусы и маршрутки. А что делать, если каждый таксист должен ежедневно отдавать хозяину от 2500 до 3500 рублей заработка, да и для себя что-то заработать?..
Нельзя сказать, что аварии общественного транспорта, да и любого другого, - явление исключительно российское, определяемое "дураками и дорогами". Автокатастрофы с гибелью десятков людей происходят и в других развитых странах мира. Но это не утешает - ведь ежегодно в "гробах на колесах" гибнет людей в 3 раза больше, чем за 10 лет войны в Афганистане. Страдания покалеченных людей неисчислимы, а расходы на лечение - огромны.
Что делать?
- Нужна регулярная переподготовка всех водителей, как профессионалов, так и автолюбителей, - считает Сергей Федулов. - Всю организацию обучения лучше бы подчинить одному ведомству, к примеру Минтрансу России. Работникам ГИБДД не мешало бы полностью контролировать весь процесс обучения. Ну и, конечно же, надо ужесточать спрос как с владельцев автотранспорта, так и с самих водителей.
АВТОКАТАСТРОФЫ В ИЮНЕ:
*** 10 июня в Подмосковье столкнулись маршрутка и "КамАЗ" - 9 погибших, 8 раненых.
*** 12 июня в Тульской области столкнулись маршрутка и "БМВ" - 8 погибших, 2 раненых.
*** 12 июня в Москве опрокинулась маршрутка - 6 раненых.
*** 14 июня в Дагестане столкнулись маршрутка и "Жигули" - 3 погибших, 3 раненых.