Вы слыхали, как поют шмели? А точнее - доводилось ли слушать "хор" или "оркестр", не знаю, как это точнее назвать, из нескольких тысяч шмелей? Мне посчастливилось. Полчаса езды от центра города - и вместо шума улицы я наслаждался этой удивительной музыкой. Причем не на природе, а в большой светлой комнате, где звук ограничен пространством, и оттого "голос" каждого насекомого словно бы в несколько раз сильнее, чем на привольных лугах...
Мой собеседник - Василий Иванович Ащеулов, руководитель "Агробиоцентра", кандидат наук, человек, влюбленный в шмелей.
- Помните расхожую фразу: трудится, как пчела? - спрашивает меня он. - Так вот, шмель трудится не меньше, а может, больше пчелы. Во всяком случае, он вполне успешно работает на тех цветочных плантациях, которые благородная пчела облетает стороной. Ей либо не нравится вкус их пыльцы, либо короткий хоботок не может достать искомое. Не будь шмелей, очень трудно было бы выживать клеверу, люцерне, томатам, перцу, землянике и другим растениям. Шмели не брезгуют любым цветочным блюдом. Более того, они поделили между своими тремястами видами все существующие в природе цветы. К тому же в отличие от пчел шмели могут работать даже после захода солнца, в пасмурную погоду, при ветре.
Это открытие и заставило человека более внимательно посмотреть на жизнедеятельность удивительного насекомого и попробовать привлечь его на те культурные плантации, которые не по вкусу пчеле. Например, опылять томаты в тепличных хозяйствах: привередливые пчелы делают это с большой неохотой. Потому овощеводы зачастую опыляют растения вручную. Вот тут и пришел на помощь шмель - с помощью ученых. Сначала они одомашнили это насекомое, потом научились круглогодично получать потомство в лабораторных условиях и отправлять на постоянное место жительства в теплицы. Урожайность культур заметно выросла.
- Начало этому было положено не в нашей стране, а на Западе, - сетует Ащеулов. - Все научные разработки в данной области были инициированы фирмами, финансирующими исследования, и до России не доходили. Мы покупали этих насекомых в Израиле, Бельгии, Голландии по цене 150 долларов за семью. Учитывая, что нам для теплиц ежегодно нужно шестьсот семей, требовалось отваливать капиталистам 90 тысяч долларов. Для совхоза "Тепличный" это было роскошью. Тогда мы попытались изучить опыт Голландии и Германии. Однако желанием поделиться секретами ставшими коммерческими зарубежные специалисты не горели.
Наконец самолюбие ивановских специалистов взыграло, и агроном по защите растений Василий Ащеулов вместе со своими коллегами и с благословения дирекции тепличного комбината первыми в России стали искать свой путь приручения шмеля. Проштудировали доступную научную литературу. Вручную наловили шмелей, отдав предпочтение так называемым земляным. "Он не агрессивен, семья формирует компактное гнездо и дает многочисленное потомство - до тысячи рабочих особей, которые и опыляют растения", - поясняет Василий Иванович.
Одновременно учились делать специальные дома-ульи из картона, готовить для шмелей корм, одним из компонентов которого являются пивные дрожжи. Но самое главное - заставить шмелей работать не только летом, а и зимой, когда они обычно спят. Мы сумели перехитрить природу, - довольно улыбается Ащеулов. - Но секрет раскрывать не буду, он запатентован. Важно то, что шмели у нас трудятся теперь круглый год.
Сегодня ивановских шмелей охотно раскупают овощеводы и в ульях возят в разные края России. Кроме того, ежегодно 20 тысяч насекомых выпускается "в природу", что положительно влияет на экологию. Во всяком случае, урожайность различных культур в соседнем совхозе "Вергуза" - одна из самых высоких в Ивановской области. А урожайность томатов в самом "Тепличном" выросла с 19 до 30 килограммов на квадратном метре.
Хотя, по мнению Ащеулова, это насекомое изучено еще очень мало. Пока, например, не получен ответ на такой любопытный вопрос: нельзя ли использовать шмеля и продукты его производства в медицинских целях?
- Ведь мы выбрасываем на свалку за год до тонны шмелиного воска, - признается Василий Иванович. - Хотя вполне вероятно, что в нем есть полезные для человека вещества. Пока лишь неприятности доставляет человеку и укус шмеля. Кто знает, возможно, и он когда-нибудь окажется лечебным?..
Ащеулов верит в это и с энтузиазмом продолжает изучать столь известное и в то же время диковинное насекомое.