Сюжетная интрига, как ей и полагается в расчете на массовый спрос, незатейлива. Рейв в исполнении Бена Эффлека и Денни (артист Джош Хартнетт) с младых ногтей грезили о небе и воздушных приключениях. Прямая дорога привела их в военную авиацию США, где они быстро заслужили репутацию самых крутых парней, этаких асов без страха и упрека. Однако вот беда: как бы это доказать в условиях, максимально приближенных к боевой реальности? К счастью для них, в Европе уже полыхала вторая мировая война, а Соединенные Штаты, которых пока не трогали, ценили возможность "отсидеться за океаном". Но Рейв не может быть в стороне, когда дело идет о принципах, и отправляется в Британию, чтобы долбить пулеметными очередями самолеты Люфтваффе.
В благородном порыве "задать перца этим фрицам" Рейв даже бросает Эвелин, красотку медсестру (ее выпало сыграть Кейт Бекинсейл), с которой познакомился всего за пару недель до отъезда. По стечению обстоятельств его кратковременную пассию вместе с лучшим другом Денни переводят затем на Гавайи, на морскую базу в Перл Харбор (то есть "Жемчужную гавань"), где они и узнают о гибели Рейва в далекой Европе. Эвелин находит утешение в объятиях Денни и даже оказывается в "интересном положении", когда приходит известие о чудодейственном спасении Рейва. Возникает хрестоматийный любовный треугольник, позволивший режиссеру Майклу Бею утверждать, что он повествует о мире, на который наслаивается война.
Для пущей достоверности применяются все доступные на сегодняшний день спецэффекты - и они действительно становятся как бы самостоятельным действующим лицом, хотя местами фильм от этого напоминает видеоигры типа "стрелялки" или, вернее, "бомбилки". Но если батальные сцены с громоподобной пиротехникой потрясают воображение и вестибулярный аппарат, то сентиментальные кружева любовной интриги, задуманные как сюжетный стержень этого эпического полотна, выглядят набором цитат из голливудских мелодрам. Персонажи разговаривают стереотипными фразами: "Если бы у меня была в запасе одна ночь, я бы хотел ее провести с тобой" или, жадно ловя последние минуты жизни, раненый стонет: "Мне так холодно. Мне так холодно".
Признаем, что у создателей кинобоевика (фильм обошелся в 140 миллионов долларов) был свой расчет - прозрачный и выпуклый, как пузырьки газированных напитков, обязательно употребляемых их соотечественниками в кинотеатрах "на запив" под воздушную кукурузу. Бей хотел скопировать все ингредиенты кассового успеха "Титаника" и превратить свою героическую эпопею в блокбастер, от которого ужас стекает холодной струйкой по позвоночнику, глазные железы источают слезы жалости и умиления, а прилив адреналинового патриотизма заставляет американцев чувствовать себя гражданами первого сорта. Но в результате слабо проработанной "романтической составляющей" теряется драматизм и, как утверждает кинокритик Би-би-си, "зритель совершенно не увлечен героем и не сочувствует ему даже тогда, когда американская военная база превращается в сплошную мясорубку".
А еще в творческий процесс вклинилась пресловутая политкорректность, и она на этот раз заставила Голливуд пойти на беспрецедентные жертвы. Даже в ущерб обязательному для такого жанра историческому объективизму. Японцы, захватившие к тому времени Китай и расширявшие свои владения за счет стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана, в трактовке Майкла Бея предстают, вновь процитирую Би-би-си, "гениями стратегии и благородными рыцарями, а "адмирал Ямамото, задумавший и осуществивший нападение на Перл Харбор, выглядит чуть ли не как борец за мир". Ларчик открывается стандартным набором логических отмычек: дело в том, что японский кинорынок приносит голливудским продюсерам около 30 миллионов долларов год.
Да и без этого фильм кишмя кишит неточностями. Японцы вовсе не разметали в клочья американский флот в Жемчужной гавани, поскольку все авианосцы еще до нападения ушли в открытое море на учение. Все пострадавшие корабли за исключением трех линкоров были отремонтированы и впоследствии участвовали в боевых действиях. Но и американцы не сумели сбить, как показано в экранной версии истории, треть японских истребителей. Эксперты насчитали в общей сложности 118 грубых искажений истины. Притом преднамеренных. Зачем? Тоби Миллер, занимающийся исследованиями кино в университете Нью-Йорка и называющий США "эта страна", вычислил замысел режиссера Бея и продюсера Брукхаймера: "Эта страна воевала по всей планете, вела войны, которые высокоморальными назвать нельзя. "Перл Харбор" позволяет нам иметь наш большой, хороший, этический миф - вторую мировую".
Наши доморощенные киноманы также вдоволь высказались в адрес создателей кинобоевика на интернетовском сайте "Кино.ру", хотя и не сошлись во мнении, что произвел на свет Голливуд - шедевр или поделку. Приведу ряд суждений. Некая Лиза не щадит самолюбия заокеанских творцов: "Титаник" по сравнению с этой туфтой - шедевр мировой кинематографии. Постановщика спецэффектов сослать в Урюпинск для повышения квалификации. Гримеру - двойка (нельзя так с женщинами обращаться), осветителю - единица (если гример идиот, не обязательно подчеркивать это нижней подсветкой)". Это верно, британская старлетка Кейт Бекинсэйл, замечают рецензенты, попросту потерялась под "горами крикливого макияжа, который не носили даже актрисы в сороковых".
Окончательный приговор вынес автор, подписавшийся под своим электронным посланием по-английски - Смоукер ("Курильщик"). Он убедительно соотнес "Перл Харбор" с российскими кинематографическими стандартами и сделал вывод: это - гибрид фильмов "Кубанские казаки" и "Два бойца".