Ту-214 - 200-местный магистральный лайнер с дальностью полета (с дополнительными баками) до девяти тысяч километров. Он производится Казанским авиационным объединением и весьма удачно сочетает такие важные параметры, как дальность, коммерческая загрузка, эффективность. По основным своим показателям он сопоставим с Боингом-757, а по ряду из них даже превосходит его. Цена Ту-214 эквивалентна 30 млн. долларов. Однако, по мнению участников соглашения, при изготовлении столь крупной партии есть возможность снизить стоимость машины до 20-22 млн. долларов.
Сертификат летной годности Ту-214 получил в марте 2000 года. Это произошло в ходе визита в Татарстан В.В. Путина. А до этого, в феврале, компания "Трансаэро" и казанские авиастроители начали проработку соглашения о достройке и эксплуатации уже заложенных 10 самолетов Ту-214.
Не секрет, что КАПО им. Горбунова в основном специализировалось на производстве стратегических бомбардировщиков. Именно в его цехах были построены знаменитые, до сих пор не имеющие аналогов в мире сверхзвуковые ракетоносцы Ту-160. Резкое сокращение оборонного заказа, проблемы с государственным финансированием привели к тому, что объединению пришлось пережить нелегкие времена.
Плодотворной оказалась идея создания пула компаний по приобретению и эксплуатации Ту-214. Ее поддержали "Красноярские авиалинии" - эту компанию с начала 1999 года связывает с "Трансаэро" соглашение о сотрудничестве и совместной эксплуатации рейсов на принципах "код-шеринг". Таким образом создан пул, к которому впоследствии могут присоединиться и другие авиаперевозчики. Планируется, что "Трансаэро" будет эксплуатировать 6-7, а "КрасЭйр" - 3-4 новых самолета.
К Ту-214 присматривались многие авиакомпании. Однако, по мнению вице-премьера, министра экономики и промышленности Татарстана Сергея Когогина, по-настоящему реальной представляется схема сотрудничества с пулом авиакомпаний "Трансаэро" и "КрасЭйр".
Генеральный директор Казанского авиационного производственного объединения им. Горбунова Наиль Хайруллин оценил подписанное соглашение как имеющее принципиально важное значение для будущего КАПО. Оно позволит заводу зажить полнокровной жизнью, осуществить серьезные инвестиции в развитие производства, приступить к реализации перспективных проектов, которые будут определять судьбу объединения в XXI веке.
Принципиально важным является вопрос о финансировании проекта. Для осуществления достройки самолетов потребуется 100-110 млн. долларов. Каковы же источники?
От 5 до 15% этой суммы готовы внести авиакомпании. Большая надежда на долгожданное постановление правительства РФ о поддержке лизинга отечественных воздушных судов, о чем шла речь на совещании у председателя правительства РФ в конце минувшего года, а также в ходе встреч В.В. Путина с авиастроителями Воронежа и Казани. Принятие этого документа откроет дорогу активному привлечению средств кредитно-финансовых организаций России в развитие реального сектора экономики страны.
Поиск инвестиций идет и в самом Татарстане. Крупнейшее предприятие республики Татнефть создало дочернюю структуру - Финансовую лизинговую компанию, которая способна саккумулировать как минимум 20 млн. долларов. Наконец, есть крупные российские финансовые структуры, готовые принять участие в реализации программы достройки и эксплуатации самолетов Ту-214.
Участники соглашения планируют, что осенью этого года будет заключен контракт. Ожидать поставки первых самолетов можно через 14 месяцев после подписания соглашения.
Как считает председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков, Ту-214 - самый перспективный из новых отечественных самолетов. Он очень нужен российским авиакомпаниям. Это единственный отечественный лайнер, в котором можно через задний люк доставлять грузы на верхнюю палубу. Благодаря новинке появляется возможность менять компоновку салона в соответствии с реальной загрузкой, например, сокращать число пассажирских кресел, но при этом значительно увеличивать количество перевозимых грузов. С приобретением Ту-214 "Трансаэро" планирует с весны будущего года возобновить прямые полеты на Дальний Восток. Весьма многообещающими выглядят перспективы его использования на маршрутах в ближнее и дальнее зарубежье. Таким образом, Ту-214 полностью отвечает стратегии развития "Трансаэро", цель которой - создание парка воздушных судов, позволяющего решать все задачи, стоящие перед компанией - одним из ведущих авиаперевозчиков России.