Вопрос к профсоюзам: почему они не требуют от работодателей исполнения статьи Трудового кодекса об индексации зарплат в связи с ростом цен?
Накануне наступления лета исследовательский центр портала SuperJob провел опрос, чтобы узнать, какую сумму россияне нынче готовы потратить на свой отпуск. Не на месячный, как в былые советские времена, а всего лишь на недельный. Выяснилось небывалое: больше трети респондентов (35%) заявили, что у них «в принципе» сейчас нет денег на отпуск — не удалось скопить.
Почему люди так безответственно подошли к летнему отдыху? Во-первых, потому, что отпуска подорожали. А второе и самое главное: зарплаты не позволяют. Опросы населения показывают, что в нынешнем году модальные зарплаты (те, которые получают большинство работников) составили около 25 тысяч рублей — не в неделю, а в месяц. А 21% респондентов получают до 15 тысяч рублей, 24% — не более 20 тысяч, 15,4% — не более 25 тысяч в месяц. На чем же и сколько требуется сэкономить среднему россиянину, чтобы съездить даже не на южный курорт, а на обыкновенную познавательную экскурсию в соседнюю область?
А еще вспомним инфляцию, которая за прошлый год составила (по официальным данным) 8,39%, а в нынешнем апреле, по данным Росстата, уже подросла до 17,83% в годовом исчислении и останавливаться не намерена. Не верите официальной статистике? Но независимый исследовательский холдинг «Ромир» провел исследование на сей счет и выяснил, что всего за одну неделю, с 9 по 15 мая, средняя цена одного похода россиянина в магазин составила 686 рублей, что на 15 рублей больше, чем неделей раньше. А в прошлом году в те же числа аналогичный выход за покупками обходился в 630 рублей. За год рост среднего чека составил 8,9%, или 56 рублей. То есть Росстат не врет!
А теперь спросим у профсоюзных работников, почему они не требуют от работодателей исполнения ст. 134 Трудового кодекса России, согласно которой работодатель должен проводить индексацию зарплат «в связи с ростом потребительских цен»? Ах, вы не состоите в профсоюзе или у вас его вообще нет?
Зато на «АвтоВАЗе» на прошлой неделе согласительная комиссия руководства и профсоюза приняла решение о повышении тарифных ставок и окладов на 9%. И даже не с 1 июля, как предусмотрено коллективным договором, а на месяц раньше. А еще в связи с трудной ситуацией, в которой оказался завод, — о премировании всех работников по 3 тысячи каждому.
Индексация зарплат прошла и на РЖД, где трудится более 700 тысяч человек: в марте всем повысили зарплату на 4,2%. «Это прописано в коллективном договоре компании. Например, в прошлом году с учетом экономических факторов зарплата сотрудников была индексирована трижды», — отмечается в официальном сообщении предприятия.
И не нужно ссылаться на «трудную ситуацию», пандемию коронавируса и санкции Запада. Совсем недавно кадровый портал hh.ru провел онлайн-опрос среди 1000 работодателей по всей России и выяснил, что 55% из них оценивают свое положение на рынке в ближайшей перспективе как стабильное. Почти половина работодателей (47%) отмечают, что в нынешних условиях они стремятся сохранить кадры, но временно не будут принимать новых сотрудников. При этом 38% респондентов по-прежнему приглашают в свои ряды новых работников. А 35% компаний рассматривают плановое повышение окладов, в 5% уже приняли решение повысить заработную плату.
То есть не все российские предприниматели — скупердяи. Компания En+ Group, основанная Олегом Дерипаской, еще в 2021 году дважды повышала зарплаты персоналу — сотрудники в регио-нах стали получать в среднем на 30% больше. В минувшем марте было принято решение о повышении зарплаты для всех сотрудников энергетического и металлургического бизнесов на 10% (в холдинг входят Красноярская, Братская, Иркутская и Усть-Илимская ГЭС, Красноярский, Братский и Богучанский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный комбинат — всего почти 2,5 десятка мощных, часто градоообразующих предприятий). Кроме того, в регионах на 50% увеличивается доплата на питание для рабочих...
Увы, это не массовое явление. Куда чаще на больших и малых предприятиях львиная доля фонда оплаты труда уходит на поощрение начальства. Как с этим бороться? В Германии с нынешнего года правительство обязало компании любых размеров, включая крупные корпорации, публиковать данные о размерах средних заработков в компании и о полном размере вознаграждений руководителей. «Так у исполнительного и наблюдательного советов будет возможность сравнивать доходы немцев», — говорят в германском Минфине. И профсоюзу труднее отмолчаться — мол, мы не знали...
Интересно, доживут ли россияне до такой открытости?