Средний класс затягивает ремешки. Согласно соцопросам, 80% россиян урезают расходы
Экономим мы в первую очередь на отпуске и развлечениях (26%), ресторанах и одежде (20%). Начали присматриваться и к еде: 12% заявили, что переходят из пафосных лавок в бюджетные торговые сети, где продукты дешевле. Таким образом четверть опрошенных уже сократили траты более чем на 20%. А половина респондентов заявили, что стремятся теперь «экономить на всем».
Причины понятны: что там будет с работой и доходами, неизвестно. «Снижение трат — это индикатор настроения, где преобладает неуверенность в будущем, — объясняет финансовый эксперт Владимир Григорьев. — У одних упали заработки, другие сомневаются, что удастся сохранить прежний уровень доходов. Отказываются же прежде всего от того, что относится к разряду удовольствий».
Скрепя сердце многие в этом году положили в дальний угол мечту, согревавшую всю холодную зиму, — об отдыхе на море и дальних путешествиях. До 70% наших сограждан нынешним летом не собираются брать отпуск или намерены провести его в своих стенах. Граждане с низкими и даже средними доходами предпочитают поберечь деньги и переносят отдых с выездом до лучших времен — «когда все наладится».
Между прочим, из-за сокращения спроса цены уже упали. Российские отели сейчас предлагают туристам варианты размещения на 15-45% дешевле мартовского прайса. Снизилась стоимость летних путевок в отели Сочи, Красной Поляны, Ялты, Кавказских Минеральных Вод и Калининграда. Но желающих воспользоваться моментом не так много. Ожидания отельеров на ажиотажный спрос подвисли в воздухе. А тут еще и ограничения на полеты в южных направлениях. По прогнозам, уровень загрузки отелей в этом году будет как минимум на 10% ниже прошлогоднего (коронавирусного!) сезона.
В тяжких думах пребывают и рестораторы. К началу весны посещаемость московских заведений снизилась почти вдвое, сейчас трафик составляет 60-70% от докризисного уровня. Даже герои светской хроники не частят с походами по местам славы — душа праздника не просит. Часть платежеспособной п-ублики улетела пережидать смутные времена. А те, кто остался, учатся обходиться без французского шампанского и трюфелей, с которыми нынче перебои. Владельцы ресторанов сетуют: «Отменяются крупные мероприятия. Гостей меньше, выручка ниже. Есть проблемы с закупками, меняется ценообразование. А зарплаты у людей не растут». По прогнозам, больше других пострадают рестораны среднего класса.
Отказываются граждане и от обновок. По майским данным, падение продаж одежды в России составило 25% от аналогичного периода прошлого года. Как считает глава правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, 2022 год для рынка будет убыточным: «Ушли самые мощные игроки, которые в России имели миллионы клиентов. Заменить их пока невозможно. К тому же для всех очевидно, что кризис надолго, поэтому люди настраиваются донашивать то, что имеют».
Все верно. Это те категории покупок, которые напрямую связаны с эмоциями и настроением. Покупками одежды, обуви, аксессуаров люди как бы награждают себя. Но на тех же предметах и услугах не первой необходимости в турбулентных ситуациях начинают экономить. Сегодня человек если и идет в магазин, то с четкой целью: например, нужна куртка. А число импульсивных покупок уменьшилось в разы.
Традиционно в зоне экономии оказались услуги салонов красоты и фитнес-клубов — тут спрос снизился на треть. И призывы «привести себя в пляжную готовность» уже не работают. Даже завсегдатаи спортзалов и бассейнов стараются сегодня вместо годовых купить абонементы на короткий срок. Знакомый мастер стрижки жалуется: дамы отказываются от сложных окрашиваний и норовят использовать бытовой краситель. То же касается и маникюра.
Похоже, единственное удовольствие, на котором наши граждане пока не намерены экономить, — это алкоголь. Как показывают опросы, отказаться от крепких напитков сейчас готов лишь один из ста респондентов. Оно и понятно: времена непростые, без бутылки не разберешься.