Минфин России не собирается продлевать легализацию оффшорных счетов после 1 июля 2016 года
«Амнистия капиталов не будет продлена после 1 июля 2016 года», — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. Таков был ответ на инициативу депутатов от ЛДПР, предложивших растянуть еще на год процесс легализации офшорных счетов и вилл на Лазурном Берегу.
«Мы пошли навстречу предпринимательскому сообществу, облегчили целый ряд процедур с тем, чтобы они смогли более спокойно, более свободно заявлять о своих доходах, счетах, имуществе, которые есть за рубежом, — объяснил министр. — Продлили до конца первого полугодия возможность такой амнистии. Но считаем, что бесконечно продлевать ее нет смысла...»
То есть власть пришла к выводу: затеянная год назад попытка вернуть в отечественную экономику нелегально покинувшие ее капиталы бесславно провалилась. Хотя президент Владимир Путин в послании-2014 Федеральному собранию призывал провести масштабную и полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала. Он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб, правоохранительных органов», — обещал глава государства.
За первые полгода действия закона об амнистии, по скромному признанию Антона Силуанова, «результаты оказались невысокими». В закон по настоянию бизнеса внесли серьезные поправки, продлили срок его действия еще на полгода — увы, с тем же эффектом, близким к нулевому. «В мире все еще много более выгодных юрисдикций по сравнению с Россией», — пессимистично заметил по этому случаю министр финансов.
Надо сказать, что господин Силуанов изначально не очень верил в пользу налоговой амнистии. «Последние амнистии, которые проводились на моем веку, каких-то результатов серьезных не давали», — говорил министр еще при обсуждении законопроекта. И в самом деле, амнистия 2007 года в России закончилась пшиком: в казну дополнительно поступило всего 3,7 млрд рублей, притом что за 2007 год налогов и сборов было собрано 7,8 трлн, а объем теневого сектора оценивался в 16,3 трлн. Неудачными были аналогичные попытки в Аргентине (1987), Франции (1982, 1986), Индии (1997).
Наиболее прибыльной за все время называют амнистию, проведенную в Италии в 2001-2002 годах в качестве составной части борьбы с коррупцией в госаппарате. Только за первые два месяца проведения амнистии в страну возвратился капитал в размере 61 млрд евро, дополнительные налоговые сборы за весь период составили 24 млрд, и даже единовременный налог с возвращенных активов принес в бюджет 1,4 млрд евро. Причины успеха эксперты увидели в стремлении общества избавиться от мафии и в ужесточении ответственности за нарушение налогового законодательства: если до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от 250 до 2000 евро, то после — от 5 до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму.
В России ничего такого не случилось. Не помогли и угрозы преследования по новому антиофшорному закону о контролируемых иностранных компаниях (КИК), не испугало присоединение России к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией с другими странами. Российские толстосумы и отечественный бизнес не поверили власти. Как говорят эксперты «Труда», правоохранительные органы, несовершенство законодательства и плохая судебная система внушают отечественному бизнесу как минимум не меньший страх...
Результат: из 500 российских крупнейших компаний в юрисдикции РФ до сих пор зарегистрированы меньше половины — 239, и за последний год эта доля не выросла. Если же вычесть из общей цифры 87 госкомпаний, у которых нет выбора в этом вопросе («Газпром», «Роснефть», Сбербанк, РЖД, ВТБ, «Россети», «Интер РАО» и т. д.), увидим, что в родном отечестве ныне зарегистрирована лишь треть остальных (частных) российских компаний, а две трети все еще прописаны за рубежом.
Уточним: там же зарегистрированы и многие «дочки» отечественных государственных гигантов, исповедующих очень выгодный для топ-менеджмента бизнес-принцип «дети за родителей не отвечают, и наоборот». Самой популярной зарубежной юрисдикцией для такого псевдороссийского бизнеса остается Кипр, лидирующий с огромным отрывом от ближайших конкурентов — Нидерландов и Британских Виргинских Островов.
Кстати, совокупная выручка российских компаний, зарегистрированных в офшорах, в 2014 году составила 32,47 трлн рублей...
Знаменитый американец Збигнев Бжезинский по этому поводу однажды откровенно заявил: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков, но, поскольку 500 млрд долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь, чья это элита: ваша или уже наша?»
А к нынешнему дню объемы российских активов, укрытых в зарубежных юрисдикциях, изрядно подросли. Согласно последним исследованиям Колумбийского университета, на конец 2014-го в различных зарубежных офшорах находилось российских активов на сумму 1,2 трлн долларов, и эта цифра продолжает расти «в связи с политической нестабильностью и рецессией в экономике». Так утверждают американские эксперты.
Чтобы убедиться в запредельной офшоризации российских капиталов и других активов, не обязательно слать запросы в Лондон или Нью-Йорк, копаться в имущественных документах именитых отечественных членов списка Forbes. Знаете ли вы, например, что зарубежным офшорам принадлежит почти пятая часть земли вокруг Москвы? Как свидетельствует наделавшее немало шума «Панамское досье», 1226 различных офшорных компаний владеют нынче в российском Подмосковье 6743 объектами недвижимости: элитными земельными участками, дорогими апартаментами (в том числе бывшим Домом приемов правительства СССР «Барвиха-5»), а также фабриками и заводами, складскими терминалами и даже стрельбищами, на которых когда-то отрабатывали боевые навыки бойцы спецназа КГБ/ФСБ, МВД и ГРУ.
Подобной офшорной собственности немало и во многих других российских регионах: на Кубани и в Тюмени, на Урале и в Приморье.
Это беда не только для России, и мировое общественное мнение настраивается на протестную волну в отношении самого существования налоговых гаваней. Панамский скандал породил коллективное письмо 300 известных экономистов из 30 стран мира в адрес мировых лидеров с требованием запрета офшорных юрисдикций. В числе авторов и подписантов — бывший главный экономист МВФ Оливье Бланшар, лауреат Нобелевской премии по экономике Ангус Дитон и другие. Они аргументируют требования простыми доводами: экономических обоснований для существования налоговых гаваней не существует, поскольку они «не повышают нашего благосостояния и не двигают экономику вперед». И наоборот: офшоры «увеличивают неравенство и бедность во всем мире как инструмент коррупции и преступной деятельности». Но, предупреждают авторы письма, побороть офшоры будет непросто, поскольку «имеет место огромная личная заинтересованность тех, кого устраивает текущее положение дел».
С аналогичными обвинениями офшоров выступает международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International, которая требует запретить офшоры, «питающие масштабную коррупцию и позволяющие коррупционерам получать выгоду от незаконных богатств». Transparency призывает сделать международным стандартом публичную регистрацию конечных владельцев компаний и применять санкции к юрисдикциям, не соблюдающим этот стандарт.
P.S. Мировое сообщество постепенно уже идет по этому пути. Только что подписанное Россией международное соглашение, к которому уже присоединились более 100 стран, включая такие популярные офшоры, как Панама и Британские Виргинские Острова, предусматривает, что с 2018 года Федеральная налоговая служба РФ будет обмениваться информацией с зарубежными коллегами — о счетах российских физических лиц и компаниях, бенефициарами которых являются наши соотечественники.
Это новшество может серьезно осложнить жизнь владельцам офшорных счетов, которые окажутся засвеченными без всякой амнистии. А далее материалы должны будут лечь в основу расследований налоговых органов и других серьезных ведомств. Ждать осталось недолго?