АЛЕКСАНДР ВЕРШБОУ: "РОССИЯНЕ - ФАНТАСТИЧЕСКИ ТЕРПЕЛИВЫЙ НАРОД..."

- Скажите, посол - очень занятой человек? Насколько напряженный у вас обычный рабочий день?

- Скажите, посол - очень занятой человек? Насколько напряженный у вас обычный рабочий день?
- Один день не похож на другой. Я приезжаю в посольство в 8.30 и возвращаюсь домой не раньше 19.30. В течение дня бывают встречи с российскими официальными лицами, депутатами Государственной Думы, а также приезжающими в Москву американскими бизнесменами и чиновниками. Кроме этого, нужно руководить самим посольством, у нас здесь представительства 28 американских ведомств. В общей сложности это около 1500 человек. Немало времени уходит на встречи с прессой, публичные мероприятия. А после возвращения в резиденцию работа продолжается в виде телефонных разговоров с Вашингтоном: таковы последствия 8-часовой разницы во времени.
- Но вы, как никто из ваших предшественников, успеваете еще и путешествовать по России?
- Только что был в Сарове, еще недавно закрытом городе Арзамас-16. Это первый визит американского посла в центр производства советских водородных бомб. Раньше такое было просто немыслимо. Уже был в Санкт-Петербурге, Владивостоке, на Сахалине, в Казани, Нижнем Новгороде... Требовалось ознакомиться с работой американских консульств и посмотреть города, где мы планируем открыть филиалы консульств или Американские центры. Хочу посетить и другие города России. Надеюсь съездить в Чечню - я даже обещал это американскому сенату на слушаниях при утверждении в должности посла. Но служба безопасности посольства пока не разрешает эту поездку.
- Насколько вы самостоятельны в Москве? Какую часть ваших действий составляет выполнение указаний Вашингтона, что остается для собственной инициативы?
- Это трудно разделить. Думаю, соотношение примерно 40 на 60. То есть инициатива преобладает. Из Вашингтона идет общее направление американской внешней политики, поскольку ее формирует президент. А я определяю, как именно проводить эту политику. И пытаюсь сделать так, чтобы посольство было и участником формирования нашей политики в отношении России.
Иногда приходится заниматься совершенно конкретными вопросами, как в случае с недавним запретом на ввоз американских куриных окорочков. Это самый "худший" пример - я целый месяц занимался этой проблемой, а 31 марта даже участвовал в совещании по этому поводу, которое длилось 10 часов без перерыва...
Из досье "Советов": Александр Вершбоу - "карьерный дипломат". Он выпускник престижного Йельского университета (как и Джордж Буш-младший). Получил там степень бакалавра по России и Восточной Европе. Затем в Колумбийском университете стал магистром международных отношений. Дипломатическую службу начал в посольстве США в Москве, куда приехал в 1979 году вместе с молодой женой Лисой сразу после рождения первого сына.
- Многие московские СМИ прокомментировали ваше нынешнее назначение на пост посла США в России как "прилет ястреба", имея в виду вашу жесткую позицию в отношении нашей страны - во время работы в госдепартаменте и на посту посла США в НАТО. Сами вы отрекомендовали себя так: "Я твердый, но дружелюбный". Изменились ли ваши взгляды на Россию в последнее время?
- Никогда бы не подумал, что в России возможны нынешние изменения, что русское общество будет таким открытым. То есть всегда знал, что тоталитаризму придет конец. Но думал, что его слом последует "не в этой жизни" - во всяком случае, не в моей. Казалось, что политический контроль очень силен и крепок. И очень рад, что ошибся, что сейчас нахожусь совсем не в той стране, которую изучал в университете. Вижу настоящие политические дебаты, формирование настоящих политических партий, да и в искусстве небывалое разнообразие...
В чем утвердился? Есть постоянные факторы: сила страны в науке, в большом научно-техническом потенциале. Убедился в фантастической терпеливости российских граждан. Возможно, именно это качество помогало многим россиянам пережить трудности последних лет.
Из досье "Советов": "Я выхожу из дома, когда в выходные дни выпадают редкие свободные минуты. Хожу по магазинам. Бывает, захожу в ЦУМ, а потом гуляю в его районе или по Арбату как обычный москвич". (Александр Вершбоу о себе).
- Обычный москвич имеет много возможностей ходить в театры, на концерты, в музеи, но редко этим пользуется. А вы?
- У меня тоже много возможностей, тем более что послу США приходит немало приглашений на концерты, спектакли, выставки - от режиссеров и дирижеров, от спонсоров. Иногда мы с женой просто смотрим московские газеты и выбираем, куда пойти. В итоге получается, что 7-8 раз в месяц куда-нибудь ходим - в оперу, в театр, на концерты, в музеи. Стараемся посещать выставки современного искусства. Должен признаться: в Москве я уделяю этому куда больше времени, чем дома, в Америке. Оправдываюсь тем, что, мол, это - тоже часть моей миссии, моей работы.
- Уже обзавелись личными друзьями? Или послу великой державы это трудно: на работе все - подчиненные, а дружба с гражданами "страны пребывания" может вызвать вопросы в родном госдепартаменте?
- Здесь больше проблем иного рода: дипломат меняет место жительства каждые три-четыре года, а настоящая дружба требует времени и постоянства. Поэтому все друзья - там, в Америке. Но и в Москве мы уже обзавелись "близким кругом": это работники посольства, американские бизнесмены, есть и несколько россиян из мира политики и искусства.
- Наверное, вашей супруге проще: она - человек искусства, профессиональный дизайнер-ювелир. Известно, что все ваши пряжки и запонки - ее работы (в том числе и те, что сегодня на вас). На днях открылась выставка ее работ в Музее прикладного искусства... У Лисы уже образовался свой круг друзей-художников?
- Да, конечно, жена нашла здесь много друзей и коллег. Ей это проще и потому, что времени больше. Выставка ее работ продолжится до 18 июня, так что желающие могут оценить.
- А когда можно будет послушать рок-группу, в составе которой вновь появится барабанщик Александр Вершбоу?
- Это увлечение молодости. В университете у нас была блестящая группа под названием "Скай Блюз". Сейчас мне больше удается коллекционировать диски - в основном классическую музыку и джаз. А барабанщиком стал мой младший сын - он ударник в джазовой группе в университете Хэмпшир штата Массачусетс, где изучает биологию и генетику.
- Но, рассказывают, вы и сами порой берете в руки палочки, и это бывает даже на приемах, которые устраивает посольство.
- Действительно, недавно в нашей резиденции играла замечательная русская рок-группа "Оф Бит". Они играют всю классику 50-60-х годов - Джерри Луиса, Элвиса Пресли, Чака Берри, и мне было приятно сыграть с ними несколько песен.
- У вас есть свой бизнес?
- Нет. У меня, как у каждого нормального американца, конечно, есть государственные ценные бумаги, вклады в банках, акции различных компаний. Все это отдано в управление брокерской конторе, сам я, наверное, слишком ленив, чтобы заниматься домашними финансами. Даже редко читаю финансовые страницы в газетах. Слежу за одним: чтобы в моем "портфеле" не было акций компаний, чей бизнес связан с Россией. Это у нас считается неэтичным, и госдепартамент смотрит на такие вещи неодобрительно.
- Но здесь, похоже, вашему госдепу нечего бояться: экономические отношения между нашими странами развиваются медленно и плохо. Как вы думаете, почему?
- Увы, по объему торговли это сравнимо с торговлей США и, например, Коста-Рики. Но мне хотелось бы, чтобы за период моей работы этот объем вырос хотя бы раз в 10 или 20. Причем нам нужно добиться не только увеличения американского присутствия в российской экономике, но и, наоборот, прихода российских компаний на американский рынок.
Что мешает? Причины всем известны, об этом даже говорил ваш президент Владимир Путин: забюрократизированность экономики. Я как посол сегодня трачу половину времени на экономические вопросы. Моя цель - показать американским бизнесменам, какие у них есть возможности в России. Но для того, чтобы здесь открыть, допустим, всего лишь производство зубной пасты, надо сделать не менее 50 "шагов" по бюрократическим инстанциям.
- А часто ли вам приходится заниматься проблемами не компаний и фирм, а рядовых американцев, находящихся в Москве или вообще в России?
- О, это наш главный приоритет - защита прав и интересов американских граждан. Для этого есть консульство, отдел общественных связей, коммерческий отдел, которые окажут всю необходимую помощь. В случае, если американский гражданин вдруг окажется под следствием и судом, наши сотрудники обязательно проконтролируют условия его содержания под стражей, помогут нанять высококвалифицированного адвоката...
- За счет посольства?
- Увы, с деньгами всегда проблема. В самых крайних случаях, если, допустим, кто-то заболел, мы находим необходимые средства. Но это связано с бюрократическими процедурами. Обычно в случае необходимости наши сотрудники помогают нуждающемуся американцу связаться с родственниками, друзьями...
Из досье "Советов": В 1989 году Александр Вершбоу - в то время руководитель управления госдепартамента по вопросам СССР - был удостоен Объединенным советом в защиту советских евреев (Анатолия Щаранского) премии Свободы - за активное содействие эмиграции из СССР.
- Г-н посол, вы - еврей по национальности или еще и по вероисповеданию?
- У нас одно от другого неотделимо. Мои корни - в Литве, Польше, в Украине. Но если бы я жил в Советском Союзе, то в паспорте было бы записано - "еврей". В детстве я ходил в воскресную школу, сейчас мы иногда участвуем в религиозных службах - особенно во время больших еврейских праздников. Вообще, по моему мнению, религия - это часть сугубо личной жизни человека. Она никак не может отражаться на работе - тем более на работе дипломата.
- Давайте представим себе, что прошло несколько лет, и вам, послу США в Москве, удалось сделать все, что задумывали и планировали. Что получилось бы в итоге?
- В политическом плане, надеюсь, между нашими странами будет настоящий союз, сотрудничество по самой широкой повестке дня и прочное взаимодействие в самых различных частях мира. И минимум конкуренции.
Наверное, у нас еще не будет таких союзнических взаимоотношений, как между США и Великобританией, но вполне может быть, как с Францией: там у нас присутствует и конкретный аспект, и тесное взаимодействие по всем остальным вопросам.
В экономическом отношении, как я уже сказал, очень хочется многократного роста сотрудничества - хотя бы в десятки раз от нынешнего уровня. Сегодня оно уже нарастает в области энергетики, но есть немало других отраслей. Нам нужно больше и лучше общаться, ездить друг к другу на учебу, на отдых, просто в гости.
- Еще несколько лет назад США возили к себе россиян, так сказать, "на ознакомление" сотнями и тысячами. Сейчас эти программы свернуты. А главное - нет "встречного потока": из США в Россию.
- Это связано с ограниченными финансовыми возможностями американского правительства. Наверное, здесь есть большое поле деятельности для различных неправительственных фондов. Думаю, крупные российские бизнесмены тоже могли бы создавать такие фонды. Также надеюсь, что через несколько лет мы вместе сможем найти действенные меры борьбы против СПИДа, уменьшим угрозу распространения наркотиков и вообще сделаем наш мир безопаснее. Как видите, я - оптимист!