ЗАПУСКАЙТЕ ВАШИ МОТОРЫ, ГОСПОДА

Подготовка к неумолимо приближающемуся летнему сезону заставляет любителей моторизованного досуга серьезно задумываться о приведении в боевую готовность своей техники. А техника эта - мотоциклы, мопеды, катера, мотокультиваторы, бензопилы, газонокосилкии прочие механические игрушки - как на подбор укомплектована двухтактными двигателями. Главной заботой для ответственного "эксплуататора" такой техники становится масло, ведь любой механизм,даже дверные петли, требует смазки.НАША СПРАВКА. Двухтактный двигатель - это двигатель внутреннего сгорания, в котором полный рабочий цикл (наполнение цилиндра горючей смесью, сжатие, сгорание, а также расширение и выпуск газов) происходит за один оборот коленчатого вала. Для двухтактных двигателей характерна высокая тепловая нагруженность поршневой группы, снижающая надежность мотора и сложность осуществления продувки.

НУЖНО ЛИ ДЛЯ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОСОБОЕ МАСЛО?
Четырехтактные двигатели смазываются маслом, находящимся в картере или специальном выносном бачке. Масло в четырехтактном двигателе с бензином не смешивается. Двухтактные же двигатели смазываются маслом, предварительно смешанным с бензином. В конечном итоге это масло вместе с бензином и сгорает. В некоторых конструкциях двухтактных двигателей есть отдельная система подачи масла, но и это масло сгорает вместе с топливом.
Первые двигатели внутреннего сгорания смазывали маслами, которые получали в результате простой перегонки нефти. Эти масла использовали и для двух-, и для четырехтактных моторов. Однако с увеличением быстроходности и литровой мощности двигателей "простых" минеральных масел стало недостаточно. Для улучшения их свойств стали использовать присадки: противоизносные, противозадирные, моющие, противопенные, антиокислительные и т.д. В современном "четырехтактном" масле объемная доля присадок может достигать 25%. Поскольку к таким маслам не предъявляетуя специальных требований к полноте сгорания, присадки в них вносят без учета зольности (она характеризует количество твердого остатка после сгорания масла).
После сгорания смеси бензина с "четырехтактным" маслом образовавшаяся зола оседает на поршне и стенках камер сгорания. Ее частицы обладают изрядной твердостью и действуют на зеркало цилиндра и поршень как абразивный порошок. Кроме золы при сгорании масла образуется большое количество сажи. Растворенная в масле, она, оседая в узких канавках поршневых колец, под действием высокой температуры спекается в кокс, в результате поршневые кольца теряют подвижность, это вызывает потерю мощности двигателя и в некоторых случаях односторонний износ цилиндров.
Работа двухтактного двигателя во многом зависит от чистоты выхлопных окон. Сажа, оседая на кромках окон, меняет их конфигурацию и уменьшает проходное сечение. В результате ухудшается продувка цилиндра и мощность теряется. Наконец и зола, и сажа откладываются на поршнях и головке цилиндров. Результат - детонация и калильное зажигание, потеря мощности и снижение моторесурса.
ЧТО ЕСТЬ НА РЫНКЕ
В СССР специальные масла для двухтактных двигателей не выпускали, хотя двухтактной техники делали много, и она зачастую была единственным доступным для "частника" транспортным средством. Правда, в Союзе производили масла без присадок - автолы АС-10 и АС-8, которые и использовали для смазки "двухтактников".
В начале 90-х годов на рынке появились импортные "двухтактные" масла. Однако цена их была (и остается, кстати, по сей день) настолько высокой, что позволить себе такие покупки могли немногие. Примерно тогда же стали продаваться и отечественные марки: М-12-ТП и МГД-14М, но достать их было непросто.
Видя такое положение, промышленная группа "Спектр-Авто" наладила выпуск нескольких видов масла для двухтактников. Сейчас двухтактные масла "Спектрол" можно найти даже в весьма отдаленных регионах России. Низкое содержание серы в них значительно снижает образование нагара в камере сгорания, на поршневых кольцах и в системе выхлопа, снижает загрязнение свечей зажигания и коллектора, а отличные моющие свойства масла сводят на нет образование нагаров и препятствуют залеганию поршневых колец.
- Я начал использовать "двухтактное" масло шесть лет назад, когда купил лодочный мотор "Ветерок-8М", - рассказывает Александр Перегудов, инспектор рыбнадзора из приокского поселка Красный Холм. - Подтолкнуло к этому странное явление: смесь бензина с привычным автолом начала расслаиваться и при попытке запуска в карбюраторе двигателя оказывалось одно масло. Даже "Ветерок-8М" с его мощнейшим зажиганием завести было очень трудно. Карбюратор пришлось серьезно чистить после такой смеси. Сейчас я использую для лодочного мотора исключительно "Спектрол МГД-14".
- В нашем хозяйстве практически вся техника с двухтактными двигателями, - говорит Александр Виноградов, технический директор спортивно-туристической базы "Озеро Глубокое" в Тверской области. - Зимой мы активно эксплуатируем снегоходы - "Буран", "Рысь" и несколько импортных. Для отечественных с прошлого года используем масло "Спектрол Рокер" (SAE F/M 3 API TC JASO FB). Во время регулярной профилактики мои механики отметили, что в моторах практически отсутствовал нагар. Да и дымность выхлопа заметно снизилась. Для дорогих импортных снегоходов и японских мотовездеходов раньше использовали только импортное масло, а в этом году перешли на полусинтетику "Спектрол "Байкер". Летом у нас на базе используется более двух десятков подвесных лодочных моторов "Ветерок 8-М", "Москва-М", "Нептун-23" и "Привет-22". Для этой техники специально приобретаем "Спектрол МГД-14". С использованием масла "Спектрол" моторы стали лучше заводиться и меньше дымить. Мы не отметили существенной разницы в основных эксплуатационных качествах между импортными маслами и отечественным, кроме цены - "Спектрол" в несколько раз дешевле.
Немало в нашем хозяйстве и "наземной" техники - это бензопилы "Урал", несколько мотоблоков, мотороллер "Муравей" и около десятка мотоциклов, - продолжает Александр Виноградов. - Смесь для них мы уже несколько лет готовим исключительно на "двухтактном" масле "Спектрол". Мотоциклы мы выдаем в прокат нашим отдыхающим. Так вот за прошлый год были поломки подвески, на одном мотоцикле сломали переднюю вилку, но серьезных неисправностей по двигателям у нас не было. Мы склонны отнести это на счет использования специального масла для двухтактных двигателей фирмы "Спектр-Авто". По опыту эксплуатации можно сказать, что для высокофорсированных современных импортных моторов лучше всего использовать полусинтетическое масло "Спектрол-Байкер", для отечественных мотоциклов и лодочных моторов хорош "Спектрол-Рокер", а машины попроще "с удовольствием" потребляют "Спектрол МГД-14".