Город Барнаул, где мне, молодому тогда специалисту, пришлось пожить и поработать, остался в памяти местом солнечным. Снег пройдет ли, дождь, а через полчаса-час вновь над головой синее небо и веселое, сияющее светило... Чем еще славен этот город — стоит он на берегу могучей сибирской реки Оби, а такая везуха, согласитесь, выпадает не каждому населенному пункту даже в Сибири...
Короче, живи да радуйся, чем, собственно, и занимаются в большинстве своем барнаульцы. Ну почти все, за исключением одного необыкновенного городского микрорайона под названием Затон. Затонцам-то как раз наличие жаркого солнца и близость реки приносят, увы, одни неприятности.
Каждую весну я с тревогой наблюдал одну и ту же картину: снег быстро таял, вода в реке поднималась и заливала весь невезучий район по самые крыши. В городе объявлялся режим чрезвычайного положения, на помощь Затону бросались спасатели, пожарные, милиционеры и добровольцы. Они на катерах и лодках, плотах и вездеходах вывозили на сушу несчастных затонцев, расселяли их по общежитиям и клубам, согревали и кормили...
Много воды утекло в славной реке Оби с тех пор. И вот на днях, наблюдая, как стремительно исчезают под весенними ветрами сугробы в Подмосковье, вспомнил я про Затон и невезучих его жителей — как они там? Лет 40 прошло с тех пор, поди-ка с улыбкой теперь вспоминают прошлые неприятности?
Позвонил в Барнаул старым друзьям. Ну ты и оптимист, попрекнули меня земляки-сибиряки, все в Затоне по-старому! Как обычно, весенняя вода вот-вот перережет дорогу и спасатели в спешке начнут эвакуацию. Администрация? Рекомендует жителям поселка застраховать имущество от весенних паводков. Или вот еще: распространяют памятки по действиям во время наводнения. В общем, не сидят сложа руки. Местная газета недавно обрадовала: в ожидании паводка-2018 принимаются меры по организации питания, обеспечению водой, дезинфекции, намечены пункты временного размещения жителей. Есть и новшество: для оповещения населения установлены громкоговорители...
Черт побери! Эпоха прошла, а новые поколения затонцев все так же героически и мужественно борются со стихией. И если бы одни затонцы... Как сообщает ТАСС, ежегодно в России происходит от 40 до 70 серьезных наводнений (в МЧС их еще называют кризисными). По подсчетам Росгидромета, весенними водами регулярно заливает около полумиллиона квадратных километров, большей частью населенных. А с катастрофическими последствиями — около 150 тысяч, под 300 городов, десятки тысяч населенных пунктов, несчетное количество хозяйственных объектов, более 7 млн гектаров сельхозугодий. Каждый год разлившиеся реки уносят из казны около 40 млрд рублей: Волга — 9,4, Амур — 6,7, Обь — 4,4, Терек — 3, Дон — 2,6, Кубань — 2,1, Лена — 1,2...
Чаще всего большая вода приходит на юг Приморского края, в бассейны Средней и Верхней Оки, Верхнего Дона, Кубани и Терека, Тобола, на притоки Среднего Енисея и Средней Лены.
Словом, масштабы бедствия определены, потери подсчитаны, осталось понять: что делать-то? Мой дилетантский вопрос, конечно же, разозлит специалистов. Во-первых, скажут они, надо продолжать сооружение гидроузлов и регулировать водосток с помощью плотин, шлюзов, водосливов. Во время катастрофических паводков водохранилища сыграют роль амортизатора и если не устранят угрозу окончательно, то сильно ее снизят.
Хорошо известен и такой метод борьбы с наводнениями, как создание защитных сооружений, укрепляющих и увеличивающих высоту берегов рек и водохранилищ. Можно вспомнить и еще более эффективный метод. В журнале «Популярная механика» в свое время был опубликован рассказ про интересное изобретение датских инженеров, придумавших способ борьбы с наводнениями с помощью... воды. Их мобильные барьеры представляют собой трубы из мягкого синтетического материала высокой прочности, которые складируются намотанными на барабаны наподобие пожарного шланга. При угрозе наводнения труба разматывается и с помощью насоса заполняется водой того самого водоема, от которого надо защищаться. Когда угроза отступает, вода откачивается с помощью того же самого насоса, и трубы вновь сматываются на барабан.
Но, как показывает наш, отечественный опыт, главная причина катастрофических наводнений — элементарное пренебрежение мерами безопасности при строительстве домов и сооружений инфраструктуры. Короче говоря, наш Затон давно надо было снести и переселить жителей в безопасное место. Дорого? А 40 млрд рублей, которые паводок каждой весной уносит из российской казны, это дешевле?