На этой неделе ведомство с мощным именем Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (проще — Россотрудничество) выступило с любопытной инициативой — предложило тем студентам, которые сейчас учатся в «недружественных» странах, вернуться в Россию. Для этого Россотрудничество запустило проект с не менее мощным названием «Highly Likely Welcome Back, или Пора домой!».
Что-то в самой интонации этого есть такое... рассчитанное на то, чтобы вызвать жалость к заблудшим: дескать, с кем не бывает, ошибки молодости для того и существуют, чтобы их исправлять... А что по содержанию?
Похоже, создатели проекта исходили из двух предпосылок. Во-первых, они считают, что у наших студентов за рубежом сегодня нет никаких гарантий безопасности. Так прямо и написали: «Есть серьезные опасения, что молодые россияне могут пострадать от провокаций в странах, которые проявляют недружественное отношение к нашей стране». В общем-то понятно, что речь идет прежде всего об Англии, где — пока чисто теоретически предполагаем — после отравления Скрипалей могли начать хуже относиться к студентам из России.
Во-вторых, что бедолаги, которым не повезло с поступлением здесь в Уральский политех или, на худой конец, в СПбГУ, с радостью отзовутся на щедрое предложение сразу по возвращении стать студентами МГИМО.
Убедительно? На мой взгляд, не очень. Но, оттолкнувшись от этих двух сомнительных тезисов, авторы проекта сделали вывод: в связи со сложившейся в мире ситуацией и нарастанием русофобии в западных странах все большее количество студентов, проходящих обучение за границей, желают вернуться на родину. Более того, многие из вернувшихся «будут готовы в случае амбициозных проектов переехать и на Дальний Восток». Последнее предположение выглядит совсем уж экзотично, но поверим и ему. А что дальше?
А далее Россотрудничеству явно рисовалась картина собственного прекрасного будущего: под прицелом телекамер толпы немного сплющенной чужим политическим давлением, но счастливой молодежи спецрейсами возвращаются домой. В зале прилета Шереметьево их лично встречает глава ведомства товарищ Митрофанова (там же заранее установлены красивые указатели «В МГИМО» и «На Дальний Восток»). Финансирование программы Highly Likely Welcome Back идет по нарастающей...
Однако жизнь куда суровее некоторых прекраснодушных представлений о ней. Вот и здесь что-то пошло не так. Для начала практически все опрошенные коллегами студенты в Великобритании предательски заявили, что лично они никакого давления из-за кризиса в отношениях между правительствами двух стран не испытывают. Значит, и причин спешить домой у них нет.
В МГИМО, я почти уверен, облегченно перекрестились, там ведь с трудоустройством и своих выпускников не так все просто, как некоторым кажется.
А может, дело в том, что большинство студентов, поучившись бок о бок с представителями десятков других стран, начинают вдруг считать себя вполне взрослыми людьми, которым по силам определить свое будущее и найти в нем достойное место? Безусловно, среди них есть и откровенные мажоры с громкими фамилиями, считающие, что родительские деньги даны им для красивой жизни за границей. Но гораздо больше желающих действительно получить качественное европейское образование, обзавестись широким кругом знакомств по всему миру (а не только на Дальнем Востоке) и престижным дипломом, открывающим двери в компании с мировым именем. И что характерно — эти самые компании начинают охоту за действительно талантливыми ребятами как раз со студенческой скамьи. Именно для этого существуют всевозможные форумы и ярмарки вакансий, где судьбу молодого человека определяют не отцовские связи, а наличие или отсутствие собственных мозгов.
Поэтому решать, где и с кем строить свою дальнейшую карьеру, студенты, невзирая на гражданство, приучаются решать сами. И уж никак не с помощью Россострудничества. Кстати, пару слов о нем. Этот институт задумывался как проводник российского влияния в мире. Его другое имя МИД-2, а одна из главных задач — «содействие распространению объективного представления о современной России за рубежом». В том, что за последние годы произошло падение авторитета страны на мировой арене, когда любой чих стало можно повесить на Россию и никто этому не удивится, есть «заслуга» и этого агентства. Когда реальные действия в стиле Soft Power — создание центров влияния, работа с иностранной молодежью (в первую очередь через нашу собственную), с тамошней элитой — подменяются на вечера художественных чтений русских классиков при посольстве и прочие хороводы под балалайку, серьезного результата ждать не приходится.
По своему КПД акция Highly Likely Welcome Back от вышеупомянутых чтений мало чем отличается. Разве что название модное. Но вряд ли это можно назвать большим успехом государственного масштаба.