Главная Культура 08:45 20 Апреля 2015 3019
Владимир Васильев попросил о мире

Казань помогла Москве справить 75-летие легендарного танцовщика и хореографа

Сергей Бирюков

В подоплеке юбилейного вечера Владимира Васильева в Большом театре, состоявшегося 18 апреля, – немалая драма, но без таковой сколько-нибудь значительные произведения искусства, пожалуй, и не рождаются. А в том, что показанный нам спектакль Васильева Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Си минорной мессы Баха – произведение, обреченное на успех, нет сомнений.

Как признался после спектакля сам Васильев, идея постановки на музыку Мессы родилась у него еще 35 лет назад, но найти тогда театр, который бы решился поднять такую глыбу, не удалось. И не удавалось до самого последнего времени. Хотя вроде бы отпал аргумент о религиозной природе музыки, который тормозил советских театральных начальников. Но выдвинулись другие – огромный масштаб работы, ее дороговизна. Да и смущала дерзость замысла: поставить себя рядом с одним из самых всемирных композиторов, да еще взяв грандиознейшее его сочинение – смелость, переходящая в огромный риск.

Смельчаки нашлись в Казани: за постановку взялся Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Решение для казанцев, на мой взгляд, глубоко не случайное: здесь издавна тяготели к эксперименту и космичности размаха. Вспомним хоть опыты знаменитой студии светомузыки «Прометей», названной так по имени симфонической поэмы Скрябина, которой здесь дали новую жизнь на стыке искусств звука и света.

Красота постановки Владимира Васильева обрекает ее на успех

Мировая премьера Dona nobis pacem состоялась в Казани всего лишь в минувший вторник. И вот уже в субботу спектакль привезли и показали в Большом театре.

Масштаб действительно космический. На гигантской сцене, в отдалении – хор в золотистых одеждах как бы из громадных листов старинной нотной бумаги и оркестр в синих хитонах. Сверху – придуманный сценографом Виктором Герасименко эллипс-экран с постоянно бурлящими орнаментами из музыкальных и цифровых символов (компьютерный дизайн Данилы Герасименко по рисункам художницы Светланы Богатырь) – очевидно, напоминание о Пифагоровой идее гармонии и соразмерности мира. Из эллипса спускается шар, переливающийся туманными бликами – наверное, так выглядела Земля под первобытным океаном.

Под звуки баховской музыки на авансцене появляются балетные танцовщики. Сперва пара детишек, трогательно угловатых. Потом уже взрослая пара (Кристина Андреева – Михаил Тимаев), движениями и костюмами так напоминающая давние дуэты Владимира Васильева и его неразлучной спутницы Екатерины Максимовой. Потом и другие пары, то послушно «размножающие» движения главных героев, то составляющие им фон-контрапункт.

Придирчивые критики, возможно, скажут, что балетные линии слишком симметричны и схематичны, что мизансцены с солистами-вокалистами, воздевающими руки на манер иконописногоj Господа или Богоматери, чересчур очевидны и назидательны. Возможно, так и есть – но, мне кажется, никто не сможет отрицать красоты и торжественности зрелища. Которое в главном не противоречит музыке и никак не мешает ее восприятию.

Иногда мизансцены были иконописны до назидательности

Для любого музыкального коллектива Си минорная месса – экзамен, серьезнее которого трудно себе представить. Передать вселенский характер баховской полифонии, в то же время не перегрузив ее и не превратив (как делали дирижеры еще три-четыре десятилетия назад) в филиал вагнеровских тысячезвучных мистерий – крайне сложная задача. Хор и оркестр под управлением приглашенного из Голландии специалиста по барочной музыке Винсента де Корта оказались на высоте. Не ударившись в другую крайность – излюбленную исполнителями-«аутентистами» плоскую сухость звука (кто знает, каково аутентичное звучание Баха? Ведь тогда не было звукозаписи), они смогли соединить многокрасочность звуковой палитры с ее прозрачностью – как на старинных фресках, написанных не маслом, а темперой. Больше претензий к солистам, в частности к сопрано Эмилии Ивановой (Болгария), поначалу словно забывшей перестроиться с оперного вокала на литургический. Но постепенно и она, и меццо-сопрано Агунда Кулаева (Большой театр), и тенор Алексей Татаринцев, и бас Максим Кузьмин-Караваев (московская Новая опера) достигли баховской полетной просветленности звука. А некоторые оркестровые соло (например, Владислава Захарова на флейте) были так красивы, что не хотелось, чтобы они кончались.

Жаль только – не меньше четверти музыки Мессы в спектакль не попало. В том числе такие ее изумительные кульминации, как Et in terra pax («На земли мир»), Credo («Верую»), Et expecto («Чаю воскресение мертвых») и даже грандиозный Sanctus («Свят»). Некоторые номера вовсе оборваны на полуслове, как, например, дивная сопрановая ария Laudamus Te («Хвалим Тя»). Отчего так – трудно понять, нет сомнения, что у Владимира Викторовича хватило бы фантазии представить сценически Мессу во всей полноте.

Напоследок вернусь к тому, с чего начал: с давности замысла и долгого пути к его осуществлению. Представьте себе, что где-нибудь в 1980-м году Васильеву дали реализовать его идею. Нет сомнений, что тогда он не только ставил бы спектакль, но и сам танцевал в нем. И рядом с ним не могло быть никакой иной партнерши, кроме Екатерины Максимовой. Какой силы и обаяния это был бы дуэт! К сожалению, мечта Владимира Викторовича сбылась, когда он сам уже давно не танцует, а обожаемой им и зрителями Екатерины Сергеевны нет на свете. И если честно, постановку я воспринял не только, а может быть, даже не столько как юбилейное событие самого Васильева, сколько как его дань любви и памяти к человеку, который до сих пор, и после своего ухода, остается для него главным – главной! – в жизни.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?