Вера Полозкова: «Стихи требуют режима»

В свои 26 поэтесса — одна из знаковых фигур молодежной культуры

 

Ее поэтические вечера включаются в программу главных рок-фестивалей, по ее стихам ставит спектакли лидер знаменитого театра «Практика» Эдуард Бояков. В эти дни Вера со своей музыкальной группой находится в туре по Сибири, представляя альбом «Знак равенства». А послезавтра у нее премьера в «Политеатре» — спектакль «Избранные».

— Когда вы написали свое первое стихотворение?

— В 5 лет. Я тогда еще не умела писать, поэтому его записала моя мама. Оно было про персонажа по имени Воскрес. Мне представлялось, что слова «Иисус Христос воскрес» — это три варианта одного имени и все они относятся к невероятному человеку, который владел миром и разруливал все ситуации. В своих способностях я ничего особенного не видела — казалось, что все вокруг занимаются сочинительством, а писать стихи столь же естественно, как дышать или говорить.

— У вас сейчас такой плотный график. Наверное, писать приходится урывками?

— Раньше это действительно происходило абсолютно спонтанно. А сейчас я это делаю с определенной регулярностью, как результат сознательного выбора. Любое ремесло требует режима.

— Стихи — ремесло?!

— Конечно. Очень важное, и любимое, и дорогое, но ремесло. Умение писать стихи тренируется, как и любая мышца в организме. Раньше у меня, как и у любого молодого человека, были тонны свободного времени, но не было представления, чем заняться. А сейчас, если ты хочешь какого-то уровня мастерства, все должно быть вписано в график. Ты знаешь, что четыре часа в день работаешь над текстами. Орхан Памук (турецкий поэт, лауреат Нобелевской премии. — «Труд») признается, что в течение 30 лет по 10 часов в день пишет за одним столом, и если бы не это, неизвестно, что бы получилось на выходе. Голова должна быть постоянно в тонусе. Если ждать, когда посреди ясного неба тебя после четырех репетиций где-нибудь в поезде накроет шквальным вдохновением, то, может, результат и будет, но в разы реже, чем если эту способность регулярно тренировать. Вокалисты же поют по несколько часов в день. Так и ты.

— Как появилась ваша музыкальная группа?

— Это был довольно логичный ход. Мне вдруг пришло в голову, что правильно прочитанные тексты воспринимаются совсем по-другому, чем просто напечатанные. Мы с подругой Еленой Грачевой и пианистом Сережей Геокчаевым написали музыку. А через два года возникла идея записать пластинку на основе моей второй книжки «Фотосинтез» — так, чтобы к каждому тексту был написан полноценный трек и можно было бы это вживую играть. На концерт-презентацию в клубе «16 тонн» внезапно собралось 600 человек, и тогда мы поняли, что эта история не на один раз. Мы играли большой сет на фестивале «Нашествие», а осенью 2011-го провели 12 концертов в Краснодаре, Ростове, Перми, Екатеринбурге, Питере… Порадовал интерес публики, особенно в регионах, но стало понятно, что альбом надо серьезно переписать, переделать, чем мы сейчас занимаемся в студии.

— Что для вас участие в проекте «Политеатр»?

— Это серьезный и дерзкий вызов моим представлениям о поэзии, сцене. Но у меня есть оправдание. Поскольку в течение двух с половиной лет в театре «Практика» мои стихи о любви собирают большие аншлаги (их читают Алиса Гребенщикова и другие известные актеры. — «Труд»), у меня есть основания думать, что спектакль «Избранные» не провалится.