Дневник китайского диссидента

Сегодня в Московском доме фотографии в рамках «Фотобиеннале-2012» открывается выставка Ай Вейвея, самого известного китайского художника современности

«Труд» рассказывает о его ранних работах и молодых годах, которые сделали из него диссидента.

Имя Ай Вейвея знакомо даже людям, совсем далеким от современного искусства. Еще бы: новости о китайском художнике приходят регулярно и далеко не всегда касаются его художественной деятельности. Его знают как диссидента, борца с режимом и коррупцией, несправедливо осужденного за якобы совершенные им экономические преступления, а на самом деле за общественную деятельность. Он предпринял собственное расследование Сычуаньского землетрясения 2008 года и опубликовал в своем блоге имена погибших, про которые «забыла» официальная статистика.

Выставка в МДФ повествует как раз об истоках его свободолюбия. О том, как 24-летний Ай Вейвей, проведший свое детство и юность в трудовом лагере, куда китайские власти отправили его отца, великого поэта Ай Цина, вдруг приехал учиться в Нью-Йорк. Правда, о цели своей поездки он сразу забыл, и на вопрос, что он делал в Америке с 1983 по 1993 год, Вейвей скромно отвечает, что «ничего». И надо сказать, не врет. На снимках, представленных на выставке, отразилась его беспорядочная и сумбурная жизнь. Нет, никакого разврата: просто разные места города — Таймс-сквер, метро, лофты, сквоты, где жили и развлекались художники. Ни на что не претендующие автопортреты и множество необязательных кадров, которые сейчас превратились в артефакт эпохи: богемная жизнь Нью-Йорка времен расцвета контркультуры теперь осталась только на фотографиях.

Эти снимки, может, и не добавят ничего к пониманию и без того понятного искусства Ай Вейвея, но точно добавят что-то к осознанию его личности. Ведь главное в них — это не художественная или историческая ценность, а то опьяняющее чувство свободы и ничегонеделанья, которое ударяет в голову столь многим, кто в молодые годы попадает в Нью-Йорк — Мекку богемы. Особенно если до этого в жизни был китайский трудовой лагерь, где часами приходилось мыть унитазы.