ЦИК запретил проводить референдум о вступлении России во Всемирную торговую организацию
Представляете себе ситуацию: прилично одетый незнакомец с иностранным акцентом предлагает вам поучаствовать в не очень понятном коммерческом предприятии, при этом просит подписать какие-то бумажки на чужом языке и забирает ваш паспорт. Вас ничего в этой ситуации не смутило? Если смутило, значит, вы — здравомыслящий человек.
А теперь представьте, что практически аналогичная история происходит сегодня со всей Российской Федерацией, которую почти силком заталкивают в сомнительную организацию, не позволяя ни толком прочесть условия, ни «посоветоваться с родственниками». Много ли в этом здравого смысла? Но именно так сегодня обстоят дела со вхождением нашей страны в ВТО.
О сомнительной пользе нашего участия во Всемирной торговой организации уже написано и сказано немало. Есть самые разные точки зрения, но мысль во всех аргументах одна: вступить в ВТО — это вам не лобио кушать. Последствия для огромной и не слишком технологически развитой страны, которая собирается жить и работать по абсолютно чужим правилам, могут оказаться совершенно непредсказуемыми.
Именно поэтому в начале этого года в России созрело движение за проведение всенародного референдума по вступлению в ВТО, которое объединило самых разных людей («Труд» писал об этом в № 47 от
Иными словами, федеральная власть имеет полное право загнать всю страну в малопонятный проект, абсолютно не интересуясь мнением граждан, которым предстоит расплачиваться за результаты этого проекта. Даже по самым скромным оценкам экономистов, присоединение к ВТО угрожает России потерей 2 млн рабочих мест. Впрочем, в ЦИК прекрасно понимают, что их контора точно не попадет под сокращение. Кстати, занятное совпадение: по нашему закону, инициативу проведения любого референдума могут проявить именно 2 млн граждан РФ. Магия цифр?
И все же возникает законный вопрос: а в чем тогда состоит принцип народовластия, который закреплен в Конституции, если народу отказывают в праве на обсуждение его будущего? А будущее в связи с предстоящим вступлением в ВТО для нас просматривается не слишком радужное. Рост цен на бензин и ЖКХ, закрытие многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, потеря рабочих мест, повышение налогов, снижение выплат пособий и пенсий, платная медицина и образование, насыщение продовольственного рынка продуктами с ГМО — это лишь малая доля последствий от вступления России в ВТО.
Впрочем, члены комитета по проведению референдума «Стоп ВТО!» не унывают. Вот что говорит один из его организаторов, бизнесмен Константин Бабкин: «Мы решили действовать сразу по нескольким направлением.
Еще один организатор, руководитель движения «Народный собор» Владимир Хомяков заметил, что «в качестве одной из главных причин отказа было названо то, что текст протокола, который вносится на ратификацию в Госдуму в июне и который по объему представляет 1665 страниц печатного текста и содержит более 23 150 условий о вступлении России в ВТО, сегодня даже не имеет официального перевода на русский язык!»
Мы же обратились к нашим экспертам и задали простой вопрос: «Вступление в ВТО — это тема для референдума или нет?»
Михаил Хазин, руководитель компании «НЕОКОН»:
— К сожалению, никакие референдумы сегодня практически невозможны — у нас по ним вообще запретительное законодательство. Референдум имеет шансы на успех только в том случае, если он запускается администрацией президента. Если бы мы вступали в ВТО хотя бы в начале
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
— Конечно, это абсолютно тема для референдума, но закон написан так, что чиновник никогда не допустит волеизъявления общества по поводу вступления в ВТО. То, что условия по вступлению не будут переведены на русский язык, это правда, и наш главный переговорщик с ВТО Медведков это подтвердил. Читайте, дескать, текст на сайте Минэкономразвития. Но там находится неофициальный перевод, и грамотные люди заметили, что он во многом не совпадает с тем, что размещен на сайте самой ВТО. Такой подход очень напоминает поведение