Юрий Крупнов: «Аптекам выгодно торговать наркотиками»
Власть наметила новые подходы в борьбе с наркоманией. О том, какие проблемы возникнут на этом пути, «Труд» спросил главу Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова
— Юрий Васильевич, как вам итоги прошедшего в понедельник в Иркутске Госсовета по борьбе с наркоманией?
— Больше всего меня порадовало, что впервые на государственном уровне был поставлен вопрос о создании полноценной системы социальной реабилитации наркозависимых лиц.
— Что же тут необычного?
— А то, что до сих пор избавление людей от наркозависимости у нас считалось исключительно медицинской проблемой, а наркомания — только болезнью. В результате медицина монополизирует проблему, но не справляется с ней. При этом в печати даже иногда утверждают, что в этой ситуации чуть ли не сами наркологи являются главными выгодополучателями от наркомании, имея в виду те колоссальные бюджетные средства, выделяемые на лечение, поступающие в специализированные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития — наркодиспансеры, которых в стране тысячи. При этом, по официальным данным, эффективность лечения в таких диспансерах составляет 2–3%.
— Кто же тогда должен заниматься реабилитацией наркоманов?
— Параллельно с медицинскими диспансерами в России в последнее время стали ак-тивно открываться всевозможные общественные центры реабилитации, в которых количество избавившихся от недуга — 5–15%, а в некоторых даже 50%.
— Вы имеете в виду реабилитационные центры вроде нижнетагильской организации «Город без наркотиков» Егора Бычкова, в которых наркоманов морили голодом и избивали?
— Это, конечно, крайности, хотя все эти ужасы не доказаны, и, скорее всего, они являются вымыслом. К тому же Бычков понес за недобровольное привлечение наркозависимых к реабилитации наказание. И по большому счету не он виноват, а государство, которое самоустранилось от этой проблемы и бросило таких, как Егор Бычков, на партизанщину. Надо ясно отдавать себе отчет: наркомания — это в первую очередь тяжелейшее социально-психологическое поражение человека и только во вторую — медицинская болезнь.
— Вы уверены, что государство изменит приоритеты в борьбе с наркоманией?
— Новые подходы еще только обозначены. Но я уверен, что со стороны отдельных заинтересованных представителей медицины и фармакологии будет мощное сопротивление. Обратите внимание, как бурно развивается в последнее время аптечная сеть. В Москве аптек в шаговой доступности сейчас намного больше, чем булочных. Думаете, случайно? Аптечный бизнес — один из самых высокоприбыльных в стране, и едва ли не четверть выручки в отдельных городах сегодня приносят кодеиносодержащие препараты, из которых наркоманы изготавливают дезоморфин.
— Из ваших слов можно сделать вывод, что в стране существует мощное лобби, которое заинтересовано в распространении наркомании.
— Конечно, иначе почему в аптеках никак не вводят рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов? Или приведу такой пример. На то, чтобы запретить в стране продажу опаснейших наркотических курительных смесей, так называемых спайсов, ушло более двух лет после их первого появления в России. Якобы из-за того, что надо было более детально разобраться в их формуле. А для того, чтобы остановить продажу молдавского вина в России, достаточно было одного выступления по телевидению главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Наркоторговцам даже один день промедления в пресечении их деятельности приносит огромную, исчисляемую миллионами долларов прибыль. Выводы делайте сами.
Резюме «Труда»
Юрий Крупнов, глава наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Родился в 1961 году в городе Электросталь Московской области.
Учился в Университете дружбы народов им. П. Лумумбы.
Работал школьным учителем, начальником отдела в Минобразования, помощником полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.