Позолота для Александринки
Днем в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в бодром темпе вручили премии лауреатам, а спустя несколько часов театральная общественность вернулась в театр на торжественный вечер в честь юбилея "Маски". Композитор Александр Маноцков и режиссеры Андрей Могучий и Дмитрий Крымов повеселили собравшихся пародийной оперой "Золотое" по мотивам русских народных сказок, а апофеозом вечера стало вручение почетной премии "Честь и достоинство" историку театра Инне Соловьевой.
Удовольствия поругать "Золотую маску" не подарили нам в этом году не только организаторы, но и жюри. В области драматического театра награды распределились вполне разумным образом. Некоторые, правда, корили членов жюри за то, что слишком уж много наград досталось Александринскому театру, но что уж тут поделаешь, если в прошлом сезоне там действительно выпустили два отличных спектакля - "Чайку" в постановке польского классика Кристиана Люпы и "Женитьбу" в постановке Валерия Фокина. В результате "Чайка" была названа лучшим спектаклем большой формы, а Фокин получил премию как лучший режиссер. Еще один спектакль, который никак нельзя было обойти вниманием при распределении наград, - "Берег утопии" в Российском молодежном театре в постановке Алексея Бородина. Он получил специальный приз жюри. Российская провинция была почти полностью проигнорирована жюри, хотя в этом году в конкурсе участвовал очень сильный спектакль Владимира Золотаря "Войцек", поставленный в Алтайском театре драмы (Барнаул). Этому спектаклю достался лишь спецприз за отличный актерский дуэт Натальи Макаровой и Александра Хрякова.
При выборе лучшего спектакля, поставленного на малой сцене, вопрос стоял так: наградить ли Каму Гинкаса за спектакль "Роберто Зукко" (МТЮЗ) или Сергея Женовача за "Битву жизни" (СТИ). Делая этот нелегкий выбор, жюри предпочло "Битву жизни". Лучшим художником был назван Александр Боровский, который, к слову говоря, оформил сразу три спектакля, попавших в конкурсную программу. За лучшую мужскую роль был абсолютно заслуженно награжден Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в "Дядюшкином сне". А среди актрис в борьбе за "Золотую маску" победила Полина Агуреева, исполнительница роли Ларисы Огудаловой в спектакле Петра Фоменко "Бесприданница".
Маска песни и пляски
Музыкальная афиша нынешнего фестиваля явно отражала слабость прошлого сезона, когда Большой театр не смог пробиться в номинации с такими хитовыми названиями, как "Кармен" и "Пиковая" (осталась лишь номинация Плетневу-дирижеру), а Мариинка была выдвинута за спорного как театральный проект, но бесспорного музыкально "Очарованного странника" Щедрина и спорных музыкально, но состоятельных сценически "Братьев Карамазовых" Смелкова. Конечно, Родион Щедрин получил вполне заслуженную композиторскую "Маску", а в частных номинациях были награждены Кристина Капустинская и Иван Марков, но в целом главные театры остались без главных "Масок". На этом фоне у более камерных столичных трупп и провинциалов появились шансы, которые и были реализованы. Так, неожиданно хорошо прошел в Москве пермский "Орфей" Монтеверди, который не выглядел фаворитом из-за крепкой, но не самой оригинальной режиссуры и не соответствующей эпохе манере исполнения (как будто и не существует вот уже 30 лет аутентичного направления). В результате - "Маски" за режиссуру (Георгий Исаакян) и за работу художника (Эрнст Гейдебрехт). Россиниевская "Золушка" - и правда чудесная работа театра "Зазеркалье" во главе с Павлом Бубельниковым - получила и заслуженный приз за дирижерскую работу, и более спорный приз за лучший спектакль: ансамбль солистов удивительно слажен в виртуозных ансамблях этой партитуры, но вот костюмы и декорации смотрятся неким очевидным общим местом.
В балете сразу две "Маски" достались Диане Вишнёвой (лучшая женская роль и лучший спектакль) за проект "Красота в движении" - без наград остались даже такие конкуренты, как нашумевшее "Пламя Парижа" в Большом. Других надежд на балетные награды конкурентов лишил Игорь Зеленский, получивший главный мужской приз за свою новосибирскую "Баядерку", которая также заслужила и дирижерскую награду (Андрей Данилов).
В мюзикле и оперетте неудача постигла "Екатерину" - по сути, очень крепкий и интересный спектакль Театра музыкальной комедии из Екатеринбурга, поставленный Чусовой и Багановой. Жюри попало на первый спектакль, где были большие проблемы со светом и звуком, и в результате всего две "Маски": исполнительнице молодой Фике Марии Виненковой и художнику Павлу Каплевичу за костюмы. А главный приз отхватила во всех смыслах темная лошадка - везучий "Конек-Горбунок" из МХТ, который взял живостью и обаянием Ирины Пеговой в роли Царь-девицы и остроумием декораций Зиновия Марголина.
Надеть маски!
Лауреаты главной национальной театральной премии
ДРАМА / СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
"ЧАЙКА", Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА / СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
"БИТВА ЖИЗНИ", театр "Студия театрального искусства", Москва
ДРАМА / РАБОТА РЕЖИССЕРА
Валерий ФОКИН, "Женитьба", Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА / ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Полина АГУРЕЕВА, Лариса - "Бесприданница", театр "Мастерская П. Фоменко", Москва
ДРАМА / МУЖСКАЯ РОЛЬ
Олег БАСИЛАШВИЛИ, Князь К. - "Дядюшкин сон", БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург
ДРАМА / РАБОТА ХУДОЖНИКА
Александр БОРОВСКИЙ, "Женитьба", Александринский театр, Санкт-Петербург
Специальная премия жюри
"БЕРЕГ УТОПИИ", РАМТ, Москва
Дуэт Натальи Макаровой и Александра Хрякова - "ВОЙЦЕК", Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина, Барнаул
ОПЕРА / СПЕКТАКЛЬ
"ЗОЛУШКА", театр "Зазеркалье", Санкт-Петербург
ОПЕРА / РАБОТА ДИРИЖЕРА
Павел БУБЕЛЬНИКОВ, "Золушка", Государственный детский музыкальный театр "Зазеркалье", Санкт-Петербург
ОПЕРА / РАБОТА РЕЖИССЕРА
Георгий ИСААКЯН, "Орфей", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА / ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Кристина КАПУСТИНСКАЯ, Груша - "Очарованный странник", Мариинский театр, Санкт-Петербург
ОПЕРА / МУЖСКАЯ РОЛЬ
Алексей МАРКОВ, Иван Карамазов - "Братья Карамазовы", Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ / СПЕКТАКЛЬ
"ДИАНА ВИШНЕВА: КРАСОТА В ДВИЖЕНИИ", проект Сергея Даниляна, США - Россия
l СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / СПЕКТАКЛЬ
"ГЛИНЯНЫЙ ВЕТЕР", эксцентрик-балет Сергея Смирнова, Екатеринбург
БАЛЕТ / РАБОТА ДИРИЖЕРА
Андрей ДАНИЛОВ, "Баядерка", Театр оперы и балета, Новосибирск
БАЛЕТ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА / ХОРЕОГРАФА
Сергей СМИРНОВ, "Глиняный ветер", эксцентрик-балет Сергея Смирнова, Екатеринбург
БАЛЕТ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Диана ВИШНЕВА, "Диана Вишнева: красота в движении", проект Сергея Даниляна, США - Россия
БАЛЕТ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / МУЖСКАЯ РОЛЬ
Игорь ЗЕЛЕНСКИЙ, Солор - "Баядерка", Театр оперы и балета, Новосибирск
ОПЕРЕТТА/МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
"КОНЕК-ГОРБУНОК", МХТ им. А.П. Чехова, Москва
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ / РАБОТА ДИРИЖЕРА
Эхтибар АХМЕДОВ, "Гадюка", Театр музыкальной комедии, Новосибирск
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ / РАБОТА РЕЖИССЕРА
Гали АБАЙДУЛОВ, "Гадюка", Театр музыкальной комедии, Новосибирск
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ / ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мария ВИНЕНКОВА, Фике (молодая Екатерина) - "Екатерина Великая", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ / МУЖСКАЯ РОЛЬ
Премия не присуждалась
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Родион ЩЕДРИН, "Очарованный странник", Мариинский театр, Санкт-Петербург
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Эрнст ГЕЙДЕБРЕХТ, "Орфей", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Павел КАПЛЕВИЧ, "Екатерина Великая", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Ильдар БЕДЕРДИНОВ, "Майская ночь", Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Специальная премия жюри музыкального театра
Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) - постановка оперы "АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ", "За создание современного спектакля на основе национального эпоса"
Дуэт Натальи Осиповой и Вячеслава Лопатина - "СИЛЬФИДА", Большой театр, Москва
КОНКУРС "ЭКСПЕРИМЕНТ"
"ЛИКВИДАЦИЯ", LIQUID Theatre, Москва - Челябинск
ПРИЗ КРИТИКИ
"ДИАНА ВИШНЕВА: КРАСОТА В ДВИЖЕНИИ", проект Сергея Даниляна, США - Россия
Интервью
Полина Агуреева: "Я начала репетировать свою роль уже после премьеры"
"Золотую маску" за лучшую женскую роль сезона получила актриса театра "Мастерская П. Фоменко" Полина Агуреева, с блеском сыгравшая Ларису Огудалову в спектакле "Бесприданница". Работа над этой ролью шла непросто, о чем актриса и рассказала "Труду".
- Удивительная история вышла с вашей "Бесприданницей". Я посмотрел ее на премьере, а потом еще раз - через полгода и могу засвидетельствовать, что это были два совсем разных спектакля. Внешне рисунок вашей роли мало изменился, но он оказался наполнен другим, более глубоким содержанием. Что же такое случилось?
- Да, я знаю, все так и есть. Этот спектакль оказался для меня очень тяжелым. Во время работы над пьесой мы с Петром Наумовичем Фоменко вели долгие и трудные разговоры и поначалу никак не могли договориться о том, как должна строиться моя роль. Но я очень благодарна Петру Наумовичу за то, что он, в отличие от многих режиссеров, умеет слушать. В этом смысле он совершенно уникальный человек.
- Я слышал, Фоменко взялся за эту пьесу Островского только потому, что видел вас в роли Ларисы Огудаловой:
- Вы хотите узнать, чувствую ли я ответственность за это? Конечно чувствую. Это всегда очень ответственно, когда на тебя кто-то надеется.
- Тем не менее у вас все равно были с режиссером расхождения по поводу этой роли. Получается, конфликт иногда может быть полезен?
- Только в том случае, когда это творческий конфликт. В такой конфликт можно вступать, лишь если он вызван какими-то сущностными причинами, а не мелкими суетными соображениями. Просто для меня очень важно не врать самой себе во время работы над ролью. И еще я поначалу очень сомневалась в своей правоте. Трудно спорить с режиссером, когда не уверен в том, выиграешь ты или нет. Но мне кажется, что в конце концов Петр Наумович понял мою точку зрения и признал, что я была права. Так получилось, что к моменту премьеры я все силы потратила только на то, чтобы локтями отвоевать некую территорию в этом спектакле. Роль была у меня в голове, и я примерно знала, как она будет построена, но к моменту премьеры она еще не стала реальностью. Фактически я начала репетировать свою роль уже после премьеры.
- Признал ли Фоменко вашу правоту, когда спектакль набрал силу?
- Однажды в присутствии других людей он сказал мне: "Полина, вы победили". Такие слова дорогого стоят.
Кристиан Люпа: "Я начал верить в приметы"
"Золотую маску" за лучший спектакль большой формы в этом году получил Кристиан Люпа, поставивший "Чайку" в Александринском театре. Прославленный польский режиссер рассказал "Труду", почему он согласился на это предложение.
- Вам не страшно было, когда вы принимали предложение Валерия Фокина поставить чеховскую "Чайку" в Александринском театре? Ведь, как известно, первое представление "Чайки" на этой сцене в 1896 году с треском провалилось, а все театральные люди очень суеверны, когда дело касается таких вещей.
- С одной стороны, это пугало, но с другой, наоборот, - возбуждало и заставляло принять вызов. А насчет суеверий вы абсолютно правы. Когда я в первый раз приехал в Александринку, директор театра предупредил меня, что ни в коем случае не надо ходить через Екатерининский сквер к театру.
- Это почему?
- Оказывается, актеры Александринки считают это плохой приметой и обязательно обходят скверик. Но я не послушался директора и сказал: "Ну вот еще, не верю я в эти приметы". Упрямо пошел через скверик. И что вы думаете? У меня украли фотоаппарат. После этого я начал верить в приметы. (Смеется.) Но вообще для меня первый провал "Чайки" - тема очень важная для понимания чеховской пьесы. Когда я только приступал к работе, мне было страшно интересно, что в Александринском театре нашли первый вариант пьесы Чехова. Ведь после того, как "Чайка" провалилась, Чехов изменил ее, внес много сокращений. После этого "Чайка" еще долго шла в Александринке, но уже в измененном виде. И тут я добавлю еще кое-что насчет такого понятия, как театральный провал. Я считаю, что едва ли не самое важное событие в "Чайке" - провал пьесы Кости Треплева, случившийся в первом действии. За два года до того, как поставить эту пьесу в России, я работал над "Чайкой" и в Варшаве, но это был совсем другой спектакль. И больше всего в той постановке меня как раз интересовало фиаско Кости.