По выражению дорожного мастера Виноградовского участка Приморского филиала ФГУ Дорожно-эксплуатационного предприятия N 211 Юрия Колебакина, "дорога ушла в отказ".
К большинству участков дорожники с техникой для ямочного ремонта и подступиться боятся. Латают дыры там, где они не сплошные. Ямы заполняют мелким щебнем и эмульсией под высоким давлением. Это как поставить пломбу в зуб, но пломбу временную. Щебневая заплата держится год.
Одной из главных причин плохого состояния федеральной трассы стали перегруженные лесовозы, которые нередко опрокидываются. Но лесовозы лишь усугубляют то, что натворил главный враг любой дороги - вода. Прошедшей зимой дорожное полотно пережило экстремально большое количество "переходов через ноль" - смены температур с плюса на минус и обратно. А еще зимний паводок: в декабре из-за небывалой оттепели вскрылись реки Поморья, в том числе и Северная Двина. Вода проникает в любые трещинки, замерзает, и лед разрывает свое убежище. Если это происходит много раз, дорогу буквально раздирает. Впервые за все годы в декабре, а не в конце весны, запустили асфальтобетонный завод в Долматове.
Диагностика, проведенная Росавтодор НИИ до начала весеннего сезона, выявила, что нормативным требованиям по ровности на архангельском отрезке федеральной трассы М-8 отвечает 49,3 процента полотна, по прочности - 61. Из 533,7 километра архангельского участка нормам не соответствовало более 300. В начале года на ямочный ремонт М-8 в Архангельской области были запланированы 24 миллиона рублей. На поверхностную обработку еще 50 миллионов. И ни рубля на капитальный ремонт на территории Архангельской области. Точнее, сумма в 104 миллиона рублей, заложенная на 2007 год, на самом деле пойдет на погашение долгов.
Как поясняет директор Вельского филиала ФГУ ДЭП N 211 Александр Шадрин, федеральную трассу прокладывали по существующим дорогам, лишь бы соединить Архангельск с Вологдой. В 60-70-е годы прошлого века не было технологий, позволяющих вести магистраль через заболоченные грунты. Сейчас это возможно, но 22-километровый отрезок в обход Вельска и окружающих деревень может стоить до нескольких миллиардов рублей. Начавшееся в 1990-е годы строительство более десяти лет назад было прекращено. Успели только прорубить просеки на начальном и конечном отрезках - там сейчас сосны в человеческий рост. За последние пять лет на участке в 225 километров, обслуживаемых вельскими дорожниками, капитально отремонтированы лишь 4,5 километра, хотя на латании дороги работает самая большая в области машина для ямочного ремонта Турбо-7000.
В феврале 2007 года губернатор Архангельской области Николай Киселев показал альбом с фотографиями дороги М-8 президенту Владимиру Путину. По словам главы администрации региона, президент сначала не мог поверить, что перед ним снимки трассы федерального значения, по которой, кстати, проходит часть пути к космодрому "Плесецк". 140 миллионов рублей уложат дорожники в этом году только в ямы федеральной трассы, если Росавтодор сдержит обещания по дополнительному финансированию текущего ремонта.
С 2008 года дорогу планируют начать ремонтировать основательно - до 100 километров в год. Но это будет не капитальный ремонт с заменой основания, а так называемый облегченный. Если километр капитального ремонта трассы в пределах Архангельской области стоит 20-25 миллионов рублей, то "облегченный капитальный" - 8-10 миллионов за километр. То есть смысл его в том, чтобы за меньшую стоимость сделать больше километров полотна.
Дорожники говорят, что федеральную трассу в Поморье можно спасти, если приступить к ремонту немедленно. Пока представленная в Росавтодор программа предполагает финансирование в 15 миллиардов рублей с 2008 года. Пока же на въезде в Архангельскую область можно поставить знаки: "Неровная дорога" и "Аварийно-опасный участок" 534 километра.