Сокуров - испытанный фестивальный боец, мастер авторского кино. Он четырежды участвовал в конкурсе Канна, правда, без особых призовых успехов. Наибольшего признания добился его фильм "Молох", посвященный одному дню из жизни Гитлера в канун краха фашистского рейха, который был удостоен приза за лучший сценарий. Фильмы "Русский ковчег", "Телец", "Отец и сын" оставили фестивальную публику и жюри равнодушными. Обидевшись на Канн, Сокуров отдал свой последний фильм "Солнце" (он входит в его трилогию о кровавых диктаторах ХХ века) в Берлин, с которого когда-то началась его слава. Но его и там прокатили. Так что Сокуров, за которым закрепилась слава непонятого гения, вновь возвращается в Канн.
На сей раз - с картиной "Александра", снятой в Чечне на чеченском материале. Сюжет фильма режиссер не разглашает, да и не в сюжете у Сокурова дело, а в особой атмосфере, уникальной авторской интонации, которая делает его фильмы загадочными, странными и притягательными для киноманов всего мира. Его партнершей в нынешнем кинематографическом эксперименте согласилась стать оперная примадонна Галина Вишневская, которая снялась у Сокурова в главной роли. Это соединение двух столь мощных и разнородных талантов может принести фильму некое новое качество. Да и Сокурова пора в Канне уважить, нельзя же прокатить классика современного кино в пятый раз. Будет совсем уж неприлично.
Но свои амбиции есть и у Андрея Звягинцева, который, напомню, наделал шума на всю кинематографическую Европу несколько лет назад, когда завоевал сразу два "Золотых льва" на фестивале в Венеции. Такое не удавалось даже самому Андрею Тарковскому! Прошедшие с того времени несколько лет были не самыми легкими для Звягинцева. Он мучительно выбирал материал для нового фильма, сомневался, объявлял об одном замысле (звучало, например, имя Томаса Манна, которого он собирался экранизировать), откладывал его, снова пускался в поиск...
Итогом этих поисков стал фильм "Изгнание", который Каннский фестиваль взял, что называется, не глядя. В России картину тоже никто не видел, о сюжете и стиле картины мало что известно, кроме того, что это опять (как и в фильме "Возвращение") будет рассказ о семье, а жанр своей новой работы Звягинцев определяет как притчу. В основе ленты лежит роман одного знаменитого писателя (режиссер не говорит какого, но известно, что не русскоязычного), который в процессе работы был переделан кардинально. От романа в фильме мало что осталось, поэтому ссылка на литературный первоисточник будет только в финальных титрах.
Удачливых людей не любят нигде, в том числе и в мире кино. Можно только представить, с каким пристрастием будут смотреть новую картину Звягинцева в Канне. Скорее всего, ему не простят венецианский успех, особенно, если его новая картина окажется хоть чуточку слабее "Возвращения". Но независимо от исхода Каннского кинористалища, которое стартует 16 мая и которое будет судить международное жюри во главе с английским классиком Стивеном Фрирзом, наше кино можно поздравить с триумфальным возвращением в элиту мирового кино.