ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ

На последнем заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что в России выявлены почти три тысячи самолетов-нелегалов, незарегистрированных Ространснадзором и сертифицированных общественными организациями, не имеющими разрешений на данный вид деятельности. Из-за несоблюдения пилотами требований по авиационной безопасности их действия представляют реальную опасность, сопоставимую с угрозой терактов.

О терактах говорить не берусь, а вот на безопасности самих пилотов, их пассажиров, зачастую оказывающихся за штурвалом, и людей на земле остановиться стоит. За последнее время, например, в Татарстане произошло несколько подобного рода авиакатастроф, увы, со смертельным исходом.
У деревни Какре-Елга при взлете разбился двухместный вертолет канадского производства "Сафари". 51-летний пилот погиб. Пассажира, начальника НГДУ "Азнакаевскнефть", доктора технических наук Раувела Ишкаева с тяжелыми телесными повреждениями доставили в ЦРБ, где он вскоре скончался. Такая же трагическая участь постигла и известного строительного начальника, погибшего за штурвалом своего американского "Робинсона". В обоих случаях, как считают в МЧС, причиной явился пресловутый человеческий фактор: геликоптеры принадлежали частным лицам, управляли винтокрылыми "иномарками" малосведущие в их пилотировании люди. Как установило следствие, "Робинсон" не был зарегистрирован, к тому же управлял им нетрезвый человек.
Нет ничего удивительного в том, что все больше состоятельных россиян обзаводятся персональными самолетами, вертолетами и другими видами легких летательных аппаратов (так называемая авиация общего назначения - АОН). По официальным данным, их в республике зарегистрировано около 40: это "Бекасы", "Л-410", "Фермеры", дельталеты и прочие "ультралайты". Специалисты же считают, что на самом деле их гораздо больше.
"Я покупаю самолет! Заверните в бумажку!" - это несбыточное желание Остапа Бендера вполне осуществимо в нынешней России. Лично управляет своим "Робинсоном" премьер-министр РТ - профессиональный автогонщик. У мэра Казани - самолет-амфибия "Че-22". Для многих VIP-персон, для которых время - действительно деньги, авиетка не предмет роскоши, а средство передвижения.
Дело, однако, не в легкости приобретения аэропланов - представительских, туристических, спортивных, - а в несовершенстве инструкций и правил по их эксплуатации, вопросах, связанных с воздушными коридорами, радиочастотами, мини-аэродромами и прочей авиаинфраструктурой. Остаются еще юридические и технические проблемы, без решения которых полеты частных самолетов остаются рискованными во всех отношениях. Как заявил шеф ФСБ, выявлено множество фактов нарушения порядка в использовании этого класса воздушных судов (летают на предельно низких высотах, случается, и над объектами повышенной опасности). Органы по контролю и надзору не располагают в полной мере сведениями об их владельцах, фактическом количестве и состоянии авиационной техники, доступе к ней посторонних лиц.
Для того чтобы навести в этом деле порядок, вывести АОН из тени, надо перестать витать в облаках и создать условия для законной легализации малого аэрофлота. О какой "прозрачности" можно говорить, если на страну всего один Центр по освидетельствованию единичных экземпляров летательных аппаратов, который находится в Москве! Кто же с Дальнего Востока потащит в столицу свою машину? Если в регионах можно будет и самолет зарегистрировать, и лицензию на обучение пилотов получить, парк неучтенных воздушных "такси" и представительских "членолетов" заметно сократится. Так же, как и количество ЧП. Разбиваются даже опытные пилоты, не приспособившиеся к управлению легкими самолетами и вертолетами, а что говорить об их хозяевах - министрах, бизнесменах, больших начальниках, которые, не разбираясь в законах аэродинамики, метеорологии, не представляя конструктивных особенностей техники, норовят сесть "порулить". Особенно в ситуациях "несанкционированного отдыха" - рыбалки, охоты, пикников. Ни большая, ни малая авиация ошибок не прощают.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ, заслуженный летчик-испытатель, президент Федерации любителей авиации России:
- Знаете, сколько таких самолетов осталось в России? Около 800. Остальное - вертолеты, воздушные шары и т.д. А в США - 250 тысяч воздушных судов. Только самоделок там 1029 типов, и ничего, летают! Я сам трижды прилетал в Штаты на своем легкомоторном Т-411. Вопрос там всегда один: "Страховка есть"? Никого не интересует, исправна машина или нет, умеешь ли ты на ней летать. Случись авария по твоей вине - страховая кампания пустит по миру. Все это знают, поэтому скрупулезно соблюдают правила.
Опасения, что любительскую авиацию могут использовать террористы, - чушь! Даже если какая-нибудь "Сесна" упадет на Кремль - в худшем случае там только оконные стекла повылетают. Куда проще начинить взрывчаткой автомобиль и направить на цель.
А запреты, которые вводят у нас по инициативе той же ФСБ, ведут в тупик. Люди прячут свои машины по лесным полянам. Контроля и порядка становится еще меньше. Энтузиастов буквально отваживают от неба. Особенно молодежь. Из 3,5 тысячи пилотов-любителей в России 80 процентов - отставные офицеры ВВС. Кто завтра сядет за штурвал? Между тем нехватку молодых летчиков уже остро ощущает армия. Стареют пилоты гражданской авиации. Смену никто не готовит, аэроклубы в основном развалены. И вот результат. Из Германии мне сообщили, что там набирают две группы пилотов с углубленным знанием русского языка. Они уже вычислили, что в нашей стране скоро некому будет пилотировать авиалайнеры. Немцы и предложат свои услуги.
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В городе первые частные аэроклубы появились в середине 1990-х годов. Ни один из них не миновала трагедия. Погибшие летчики, разбитые самолеты есть (и не по одному) в каждом. Основная причина трагедий - нарушение техники безопасности, в том числе полеты на неисправных или списанных уже машинах. В прошлом году после двух аварий, случившихся под Всеволожском, когда погибли сразу несколько человек, специальная инспекция закрыла частные аэроклубы на Ржевке, в Касимово и Гатчине. У их хозяев отобрали лицензию, запретив полеты. Но не прошло и полугода, как сказали мне руководители единственного в городе профессионального аэроклуба РОСТО, и в этих "частных летающих лавочках" вновь начались полеты. Подпольные, то бишь незарегистрированные аэроклубы действуют в поселке Кузнецово Гатчинского района Ленинградской области и в городе атомщиков Сосновый Бор.
Людмила БЕЗРУКОВА, соб. корр. "Труда"
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В краевом Азово-Черноморском управлении внутренних дел на транспорте сообщили, что на днях ими возбуждено уголовное дело в отношении директора коммерческого предприятия, который в станице Северской, используя самолеты малой авиации и не имея лицензии, занимался обработкой полей ядохимикатами,. Еще одно подобное дело находится сейчас на стадии рассмотрения, но уже известно, что работы выполнялись без разрешительных документов, взлет и посадка осуществлялись с дорог общего пользования.
В этом же районе недавно был обнаружен целый аэродром. Лишь один из девяти находящихся там летательных аппаратов имел необходимые документы. На трех самолетах был выбит один и тот же номер, причем старые бортовые знаки кто-то тщательно уничтожил. А на двух самолетах Х-32 вообще не было номеров.
Специалисты сферы управления воздушным движением утверждают, что в крае существуют десятки никем не контролируемых летательных аппаратов. Причем в этой среде сложилась своя кустарная инфраструктура со своими мастерскими и даже мини-заводами по изготовлению запчастей к самолетам. Такая анархия уже привела к ряду ЧП в воздухе. Так, в Динском районе рухнул самолет АН-2, выполнявший сельскохозяйственные работы. В Красноармейском районе машина врезалась в линию электропередач и сгорела как факел. Разбился учебный самолет Л-39, которым управлял инвалид. В процессе расследования ЧП выяснилось, что документы на летательный аппарат и лицензии на полеты отсутствовали.
Оксана МАКАРОВА, соб. корр. "Труда"
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Здесь зарегистрировано более 150 единиц частной летательной техники, для которых действуют три аэропорта. Приобретать собственные "крылья" уральцы активно начали 5 лет назад.
Ксения ДУБИЧЕВА, соб. корр. "Труда"