ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВТОБУСА

Москвичи автобус ругают почем зря. Еще бы, он большой, неповоротливый, его долго ждать, в нем тесно ехать. То ли дело маршрутки - юркие, удобные. Да, страшновато в них, но время экономишь ощутимо. А в 1924 году, когда в Москве пустили первые автобусы, это был явный знак прогресса, и публика принимала их с благосклонностью.

Тогда это событие почему-то прошло незамеченным. В частности, "Вечерняя Москва" его и вовсе не описала. Ее беспокоили дела поважнее. "Адвокаты отравляют дух", "Порча телефонной сети", "Движение заразных болезней" - вот заголовки статей того дня.
Первые автобусы главным образом предназначались для приезжих. Их было восемь штук, и они ходили от Казанского вокзала к Белорусскому. Но не по прямой, а через центр - Мясницкая, Кузнецкий мост, Охотный ряд и дальше по Тверской. Стоимость проезда - десять копеек за две версты (довольно дешево - пара калош в то время стоила три тридцать).
По воспоминаниям одной из современниц, первые автобусы, английские "Лейланды", были "неуклюжие, громоздкие, какие-то "пузатые", но восхищавшие горожан возможностью путешествовать на них гораздо скорее, чем на переполненных людьми трамваях". "Гораздо скорее" - это всего в полтора раза, но горожане были счастливы.
В скором времени открыли новые маршруты - от Курского вокзала в Дорогомилово и от Виндавского (сегодня Рижского) вокзала к Девичьему Полю. После появились и особые маршруты - грузовые. Они стоили немного подороже и связывали некоторые московские вокзалы. Были автобусы, работающие только в час пик, и автобусы, которые ездили по ночам, с большими, как тогда казалось, интервалами - минут пятнадцать-двадцать.
Москвичи быстро вошли во вкус нового вида городского транспорта и даже стали воспринимать его как символ роскоши. В частности, один из свидетелей по уголовному делу говорил в своей обличительной речи:
- А растратил он эти сто тридцать семь рублей сорок семь копеек в течение года только потому, что вел роскошную жизнь, особенно жена его: все время на автобусе ездит.
Поэты Москвы воспевали трамвай (в первую очередь "Аннушку"), троллейбус (ставший уже хрестоматийным "синий троллейбус" Окуджавы), метрополитен как самый прогрессивный транспорт. Про автобус же молчали. Он был не для романтики, а для того, чтобы людей возить. И с этой ролью достойно справлялся.
Первые восемь "Лейландов" были помещены в своеобразный памятник прогресса - первую городскую электрическую станцию, построенную на Большой Дмитровке в 1888 году. Сейчас здесь выставочный зал "Новый Манеж".
Со временем же "Лейланды" все прибывали, и специально под автобусные парки стали возводить архитектурные шедевры. Один из них (улица Образцова, 19 а) известен своими стенами в виде зубцов пилы, другой (Новорязанская улица, 27) шокировал московских обывателей подковообразной формой. Надо ли говорить, что оба замечательных сооружения сделал один и тот же архитектор - известнейший конструктивист Константин Мельников, и их любил фотографировать не менее известный авангардист Александр Родченко.
А самое последнее серьезное событие в жизни автобусов произошло в 2000 году. По просьбе прихожан церкви Живоначальной Троицы в Воронцове автобус N 666, который ходил мимо этого культового сооружения, был переименован в N 616. Ездить в машине с "числом зверя" им не нравилось.