МАРШ-БРОСОК ИЗ ТУАЛЕТА
- Было приблизительно без десяти девять вечера, когда дома меня разыскал по телефону наш заместитель директора Иван Михайлович Михалко и сообщил: беда, идет захват предприятия. Какие-то люди ворвались в Дом культуры по Большой Косинской, 5, лезут через забор на территорию первого блока тепличного комбината по Оренбургской, 32, собрались толпой у здания администрации, - рассказывает юрист ЗАО "Агрофирма "Косино" Анатолий Ковалев. - Естественно, я сразу же помчался к офису. У конторы действительно толпился какой-то народ и стояло около 30 легковых автомашин с номерами Москвы, области, других регионов России и даже Беларуси. На некоторых специальные номера силовых структур. Двери здания администрации, к счастью, были закрыты. На мой вопрос, что здесь происходит, один из стоявших ответил, что он - новый генеральный директор агрофирмы "Косино" Игорь Алексеевич Низовцев, избранный на общем собрании акционеров 12 апреля, приехал вступать в должность. И показал удостоверение ветерана то ли "Альфы", то ли "Вымпела". Сказать по правде, в суматохе это как-то выпало из памяти. В разговор вмешался человек мрачного вида, до того молча стоявший рядом с новоиспеченным директором. Узнав, что я юрист агрофирмы, оба господина быстро ретировались, бросив напоследок, что со мной им разговаривать не о чем.
На счастье косинцев, быстро и четко сработали структуры, которые в подобных ситуациях нередко остаются равнодушными наблюдателями, - органы милиции и прокуратуры. Милицейские наряды Восточного административного округа появились спустя считанные минуты после первых попыток захватчиков прорваться в офис к документам и печати предприятия. Действия сотрудников органов правопорядка были четкими и недвусмысленными: здесь беспредела не будет!
- Вскоре вслед за первыми милицейскими нарядами к нашему офису подъехал начальник УВД района "Косино - Ухтомский" Александр Алексеевич Елагин, - продолжает рассказ А. Ковалев. - Поначалу новоявленный директор пытался отвести его в сторону, потрясая перед ним какой-то бумагой, которую мне, кстати, так и не показал.
Когда подполковник во всеуслышание спросил у Низовцева, что он и его люди тут делают, тот очень уверенно ответил: "Мы пришли приступить к своим обязанностям". "Ночью? - удивился Александр Алексеевич. - Приходите в понедельник, когда предприятие будет работать, и разговаривайте, как цивилизованные люди с соблюдением установленных законом норм и правил". "Уберите охрану, она нас не пускает", - настаивали Низовцев и "группа поддержки".
"Это не они вас не пускают, а я - власть", - сказал как отрезал человек в милицейской форме и звании подполковника, вспоминали позже свидетели этой сцены.
Захватчики впали в растерянность. Похоже, от ночного набега эти люди ждали совершенно другого результата.
Ближе к полуночи приехала заместитель прокурора Восточного административного округа. Оккупантов вывели из ДК, тепличного комбината, сфотографировали и увезли в отдел внутренних дел. Правда, не всех.
- Пока сотрудники милиции занимались этой публикой на улице, у здания администрации фирмы, я решил осмотреть свой кабинет, - с улыбкой вспоминает Ковалев. - Поднялся на второй этаж и вдруг заметил в пустом коридоре рядом с мужским туалетом две фигуры в спортивных костюмах. Позвонил дежурному. Услышав, что я вызываю милицию, незваные гости оробели: мол, давай не будем ничего тут заводить, мы ваши новые охранники и больше ничего не знаем. А увидев подбегавших милиционеров, быстренько юркнули в туалет и заперли за собой дверь. Но когда наряд все-таки проник в помещение, там уже никого не было: бравые "охранники" ушли, как и пришли, по-английски - не прощаясь.
Почти до рассвета субботы, 16 апреля, неудавшихся флибустьеров сотрудники милиции ВАО партиями увозили туда, где им было самое место, - в районный отдел внутренних дел. Никто из обещанных Ковалеву юристов самозваных собственников на поле брани так и не появился. А все выходные настоящие работники агрофирмы выносили из помещений ДК изуродованную мебель, стеклили разбитые пролеты теплиц, обсуждая только одну проблему: чего еще ждать в следующий раз.
ОТКЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ?
Напомним читателю: в течение года "Труд" трижды выступал в защиту агрофирмы "Косино", в чьем бессрочном пользовании находятся почти две тысячи гектаров "золотой" московской и подмосковной земли. Именно она, кормилица, не дает сегодня спать спокойно любителям быстрых денег. Последняя публикация на эту тему - "Зачем хотят подкосить "Косино" - увидела свет 30 марта сего года. Именно в ней, рассказав о, мягко говоря, странных манипуляциях вокруг реестра акционеров ЗАО, прикрытых сомнительным определением судьи Тамбовского областного арбитражного суда В. И. Удалова, мы впервые поведали о таинственном телефонном покупателе косинского, как он выражается, "колхоза" - некоем Валентине Алексеевиче. Как ни странно, история эта имеет свое продолжение. И продолжение весьма неприятное.
... - Сергей Борисович, к вам Валентин Алексеевич Гонастырев, - доложила секретарь генерального директора агрофирмы "Косино" Беликова своему шефу.
- Пригласите, пусть заходит.
К этому моменту Сергей Борисович уже знал, что его настойчивый телефонный собеседник, 1962 года рождения, по документам прописан и живет в Петербурге. Оставалось выяснить, что именно он забыл в Москве. Приглашая Гонастырева в кабинет, Беликов знал также и то, что на вахте тот предъявил удостоверение сотрудника одной из силовых структур, весьма далекой от проблем сельского хозяйства. Правда, не передав документ в руки дежурному и не дожидаясь, пока тот сделает соответствующую запись в журнале посещений. И быстро поднялся в приемную. Далее цитируем запись разговора дословно.
С.Б. - Слушаю вас, Валентин Алексеевич.
В.Г. - Хотел бы поговорить о вашем колхозе.
С.Б. - Во-первых, это не колхоз, а акционерное общество.
В.Г. - Ну об акционерном обществе и о его покупке.
С.Б. - Но я ведь вам по телефону сразу сказал, что разговаривать на эту тему не намерен. Если бы речь действительно шла о том, что было желание продать, деньги предлагают постоянно, не вы первый. Предложений много. Сейчас вот вы приехали с предложением. И в тот раз звонили. Но мы не собираемся продавать хозяйство. Этому хозяйству 70 с лишним лет. Я здесь уже 25 лет. Все как родное. Поэтому, если вы хотите предложить деньги, не будем зря тратить время. Если хотите поговорить конструктивно, я готов вас выслушать.
В.Г. - Нет, я хочу принципиально как бы поговорить. То есть пока вообще без денег. Есть ли желание. Потому что может возникнуть потом желание, но не будет уже того, что хочется.
С.Б. - Ну понятно. Подоплеку вашего разговора я понял: то есть будут сложности. Может желание потом возникнуть, но будут сложности.
В.Г. - Могут возникнуть.
С.Б. - Могут возникнуть? Ну хорошо, мы будем готовы. Чем я и занимаюсь уже два года. Нет, больше. Пять лет в вот этом кресле занимаюсь сложностями. Вначале вытаскивал лежачее хозяйство, теперь вот шлифую технологию производства.
В.Г. - У вас есть нюансы, которые могут сработать не в пользу вас.
С.Б. - Господи, будут нюансы - будем разбираться.
В.Г. - Были покупки неправильные.
С.Б. - Неправильные? Покупки чего неправильные?
В.Г. - Акций. (Возможно, имеет в виду претензии, легшие в основу первого уголовного дела, закрытого за отсутствием состава преступления. Об этом уже писал "Труд" в публикациях "Землю на бочку!" и "Тактика выжженного поля" 30 апреля и 28 мая прошлого года.)
С.Б. - Покупки акций неправильные? Еще что у нас неправильное?
В.Г. - Много чего. Вы, наверное, знаете.
С.Б. - Много чего? Ну расскажите. Вы человек сведущий, расскажите...
В.Г. - Уже все написано. (Речь идет о письме от имени бывшего акционера Лагоды в администрацию президента. И об этом "Труд" сообщал 30 марта 2005 года в публикации "Зачем хотят подкосить "Косино".) То есть вносим предложение. Если вы говорите "да" - будем разговаривать. Если вы говорите "нет", не будем разговаривать вообще.
С.Б. - Я говорил вам не раз: мы не будем ничего продавать. Я вам сказал однозначно: нет!
В.Г. - Нет желания продавать?
С.Б. - Скажу больше, чтобы вы для себя окончательно уяснили: вас интересует земля. И только земля. Но хозяйство здесь есть и будет.
В.Г. - Кто сказал?
С.Б - Я вам говорю: хозяйство есть и будет. Столько лет стояло, и не вам его ломать. Если вы хотите выйти на уровень разборок в администрации президента, куда вы послали свой квиток, - я готов. Если вы как сотрудник спецслужб, прикрываясь своими корочками, из Петербурга или еще откуда-то хотите разговора на этом уровне - я готов говорить и на этом уровне. Если вам это нужно. Думаю, вы меня понимаете. В отношении сложностей и трудностей. Вы, как сами признались, заварили кашу по Лагоде. Как топорно вы ее заварили!..
В.Г. - Ладно, поехал еще в банк. Буду разговаривать с вашими соседями.
Он-таки побывал у соседей. И в банке - акционере и партнере косинцев. Однако, похоже, там его тоже не очень испугались. Вот тут-то и вступил в дело тот самый судья Тамбовского областного арбитражного суда В.И. Удалов, об уникальном опыте ведения дел которого мы уже рассказывали в недавней публикации.
СУДЕБНЫЙ ЭКСПРЕСС
И все-таки придется напомнить. Этот уважаемый служитель Фемиды, нарушив требования закона, вопреки подсудности принял к производству дело московской фирмы от человека, на тот момент не имевшего к ней никакого отношения. И сделал это без наличия полного пакета документов, предусмотренных законом. Наконец, в течение одного дня выдал на-гора все необходимые бумаги, включая исполнительный лист, которого так добивался проситель.
Однако, как свидетельствуют факты, это еще далеко не все, на что способен при желании человек в судейской мантии. К примеру, неделю назад, уже 12 апреля, в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о понуждении к исполнению договора обращается некое тамбовское ТОО "Экспресс". И трех раз не нужно, чтобы догадаться: в качестве ответчика в заявлении фигурирует ЗАО "Агрофирма "Косино", а принял заявление к производству уже знакомый нам судья Удалов. И не только принял, но и снова рьяно взялся за дело: этим же числом вынес определение об обеспечении иска и о выдаче исполнительного листа. Кстати, определение тоже датируется 12-м числом. Вот такая оперативность!
Ну и что такого особенного - возможно, скажет человек, далекий от отечественного арбитражного судопроизводства? Может, экспресс-скорость - фирменный знак именно этого судьи? Однако не будем ничего ставить под сомнение. Просто внимательно прочитаем определение.
Итак, если анализировать этот документ, 12 апреля судья Удалов принимает обеспечительные меры по исковому заявлению о понуждении к исполнению договора, подписанного (обратим внимание)... днем раньше - 11 апреля 2005 года. Между тем в этом договоре опять же, если верить определению суда, речь идет о том, что ЗАО "Агрофирма "Косино" ни много ни мало передает все функции по управлению своей хозяйственной деятельностью якобы тому самому тамбовскому ТОО "Экспресс".
О чем же просят тамбовские ребята своего наделенного судебной властью земляка? Принять меры по обеспечению иска, так как в случае неисполнения ТОО "Экспресс" своих обязательств по договору, читаем в определении, на него "налагаются штрафные санкции в размере 10 000 рублей за каждую неделю просрочки. ТОО "Экспресс" закуплены офисная мебель, компьютеры и иная оргтехника, необходимая для исполнения условий договора. Беликов С.Б., который представляется (?!) генеральным директором ЗАО "Агрофирма "Косино", подписал договор на оказание услуг по охране территорий, зданий и строений ЗАО "Агрофирма "Косино" с ЧОП "Правопорядок-проф-ТВ", сотрудники которого отказываются допускать Низовцева И.А. на территорию, принадлежащую обществу... ТОО "Экспресс" вынуждено арендовать складские помещения для хранения мебели и техники, нести расходы по арендной плате.
Приходится признать: грозящие потери несчастного тамбовского ТОО "Экспресс", о котором московские аграрии слыхом не слыхивали, служитель Фемиды принял близко к сердцу. Дабы спасти земляков от разорения, он не только готов признать ничтоже сумняшеся неизвестного косинцам Низовцева генеральным директором ЗАО "Агрофирма "Косино", но и спешит бросить к ногам новоявленного руководителя все многомиллионное имущество московского предприятия.
Помимо явных натяжек при вынесении определения, судью вовсе не смутило то обстоятельство, что вопрос о понуждении к исполнению договора возник, можно сказать, не сходя с места, буквально на следующий день после даты, стоящей на документе. Чернила не успели просохнуть: так торопились, что даже в одном месте дату заключения договора указали 11 мая 2005 г. На месяц вперед забежали.
Ведь любому ясно, что при всем желании ответчик не мог за считанные часы нанести "Экспрессу" какой-либо ущерб. В подобных ситуациях судьи обычно не проявляют такой поспешности. Если, конечно, руководствуются исключительно требованиями закона.
Чем руководствовался господин судья Удалов и в первом, и во втором случаях с ЗАО "Агрофирма "Косино", думается, самое время выяснить квалификационной коллегии судей Тамбовской области. Это именно ее прерогатива.
"ВРАГИ. НИКУДА НЕ ПУСКАТЬ!"
Пока же действительному руководству агрофирмы приходится полной ложкой расхлебывать последствия всего этого. Хватит работы и правоохранительным органам. Для начала не мешало бы выяснить, чьими стараниями и на основании каких документов инспекцией ФНС N 20 по Москве 15 апреля сего года, именно в день попытки захвата предприятия, внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся ЗАО "Агрофирма "Косино". Ведь факт бесспорный: контрольный пакет акций, находящихся в руках работников агрофирмы, никто не продавал, а общее собрание акционеров пока не проводилось.
В распоряжении редакции имеется еще один любопытный документ - копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 апреля с.г., где в качестве руководителя ЗАО "Агрофирма "Косино" фигурирует уже не С.Беликов, а некий И.Низовцев - человек без адреса и телефона. Одним словом, не люди - фантомы. Вот только дела их вполне реальные. Так что следователям предстоит "материализация духов". Мы же убеждены в том, что ничего сверхсложного в расследовании подобного рода преступлений нет. Нужно только желание докопаться до истины.
- Мы очень надеемся на принципиальность прокурора нашего Восточного округа Валентина Витальевича Уварова, - говорит Сергей Беликов. - Еще 24 марта мы обратились к нему с просьбой проверить законность запрета на передачу реестра ЗАО новому регистратору. Тогда у нас состоялся открытый, прямой разговор. Мне кажется, нас поняли. По крайней мере прокурор заверил нас, что мы всегда можем рассчитывать на поддержку прокуратуры в отстаивании своих законных прав. Валентин Витальевич слово свое держит. Последние события с провалившейся попыткой захвата - лучшее тому подтверждение. Власть сказала свое слово. Дай Бог, не последнее.
Как нам кажется, косинские разборки могут стать своего рода лакмусовой бумажкой в истории экономического терроризма в современной России. За прошедший год кто только не пытался прибрать предприятие к рукам, скрутить его руководителей, опорочить их доброе имя. Сегодня одни из этих "соискателей" прикрываются удостоверениями высоких силовых структур. Другие, вчера еще беззастенчиво пытавшиеся "построить" Беликову и его команде "крышу", сегодня столь же беззастенчиво обещают "свернуть им хребет". Как они объясняют, исключительно по просьбе тех, "кому нельзя отказать".
В этой связи, на наш взгляд, у той самой солидной спецслужбы, чье имя так беззастенчиво треплет мнимый или действительный сотрудник этой весьма уважаемой силовой структуры, есть реальный шанс доказать всем, что честь мундира для нее - не замолчать столь нелицеприятный факт, а вывести господина Гонастырева, если это его настоящая фамилия, на чистую воду. Чтобы другим неповадно было.
Кстати, в офисе агрофирмы можно увидеть интересную листовку - из тех, которыми в избытке снабдили своих добровольцев организаторы несостоявшегося захвата. На обычных листках бумаги - фотографии Беликова, его жены, Ковалева, других руководителей предприятия. Снимки явно сделаны кем-то исподтишка. И на каждой листовке красноречивая надпись: "Враги. Не пускать на территорию!!!"
Было бы совсем неплохо, если бы подобного рода продукция, но с другими лицами украсила специальные милицейские стенды. Хочется надеяться, что именно события вокруг ЗАО "Агрофирма "Косино" станут поворотной точкой в затянувшейся игре в одни ворота между криминалом и законопослушным собственником.
Тем более что, как стало известно, прокуратурой Восточного административного округа Москвы по факту попытки захвата агрофирмы "Косино" возбуждено уголовное дело.