Владимир ЧЕКАНОВ, заслуженный юрист РФ, профессор, академик, генерал-майор юстиции:
- Терроризм, объявивший войну всему обществу - и прежде всего обычным гражданам России, - заставил многих из нас понять главное: не может быть надежной система государственной безопасности, если в этом государстве не защищен каждый человек. Трагедия в Беслане еще раз доказала нам всем, что безопасность граждан должна быть основой системы национальной безопасности страны.
К сожалению, в новом законопроекте не прописаны важнейшие статьи по защите прав тех, кто уже пострадал и может в дальнейшем пострадать от терактов.
Игорь ТРУНОВ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, первый вице-президент Федерального союза адвокатов России:
- Нормативная база, регламентирующая борьбу с терроризмом в России, явно несовершенна. Мы не боремся с терроризмом, а "реагируем" на террор, ловим мелких исполнителей. Количество потерпевших растет, платить нечем.
Сегодня не ведется даже статистический учет разбросанных по России людей, потерпевших от терроризма. Нынешняя судебная практика ущербна, от силы 10% потерпевших имеют право на компенсацию. Велика разница в возмещении вреда "простому" человеку и сотруднику, принимающему участие в контртеррористической операции. Бросается в глаза отсутствие норм, регламентирующих борьбу с финансированием терроризма. Приняты поправки в статью 205 УК РФ, объявившие уголовно наказуемым финансирование терроризма, но закон не раскрывает содержание этого понятия: если финансовые средства предоставляются не напрямую, а различными посредническими лицами, то, выходит, они уголовно не наказуемы.
Назрело принятие отдельного Федерального закона "О защите прав потерпевших от насильственных преступлений и терроризма", который содержал бы порядок применения подписанной, но не ратифицированной Европейской конвенции "О защите жертв насильственных преступлений".
Людмила АЙВАР, доктор юридических наук, член-корреспондент РАЕН, почетный адвокат России:
- Вопрос о создании механизмов возмещения вреда гражданам, пострадавшим от терроризма, является сегодня одним из самых актуальных.
На сегодняшний день единственной нормой, определяющей возмещение вреда, является ст.17 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", но и она не имеет четких формулировок и не является достаточной для правоприменения. В итоге суды возмещают только утрату трудоспособности и потерю кормильца, тогда как закон говорит о возмещении вреда в полном объеме - вреда материального и морального. Однако наши суды решили не урегулированную законом проблему стоимости жизни очень просто - путем ее игнорирования.
Не исключены и имеющие место правовые пробелы, когда правоприменитель возлагает возмещение вреда на лиц, непосредственно виновных в причинении вреда жертвам теракта. Понятно, что жертве вред от террориста-смертника или шахидки, подорвавшей себя, не будет возмещен никогда. Если даже террорист пойман и осужден, нет никакой гарантии, что вред с его стороны будет возмещен.
В нынешнем проекте закона "О противодействии терроризму" не определены четко ни срок, ни критерии, ни принципы порядка возмещения вреда, тогда как правительство должно разработать этот порядок. Остаются вопросы: в каком случае выплаты могут производиться за счет конфискованного имущества, по каким критериям, кому и в каком размере?
В итоге возмещение морального вреда исключено.
На мой взгляд, проблему можно решить двумя путями. Первый: новый закон должен гарантировать пострадавшим возмещение вреда как материального, так и морального, что прописывается в специальной норме и в порядке, установленном гражданским законодательством. Второй путь: принимается специальный закон "О возмещении вреда, причиненного во время террористического акта", где указаны порядок, механизмы возмещения, критерии в определении размера этого возмещения, источники финансирования...
И еще одно: используя опыт европейских стран (например, Франции), нам пора приступить к созданию в России специального Гарантийного фонда, куда будут поступать средства арестованных и конфискованных счетов, средства федерального бюджета, благотворительные поступления для возмещения вреда пострадавшим.