А ПРО ЧЕЛОВЕКА ЗАБЫЛИ

Прошедший первое чтение в Госдуме законопроект "О противодействии терроризму" вызвал много нареканий со стороны профессионалов - юристов, правоведов, адвокатов, поскольку в новом законопроекте "не прописана" защита прав тех, кто пострадал от терактов. Если учесть, что новый федеральный закон после вступления в силу отменяет предыдущий - "О борьбе с терроризмом" (который, в свою очередь, уже стал базой для многих правовых актов), то не получится ли так, что он создаст немало новых проблем для рядовых граждан России, включая детей, потерявших родителей? Надеемся, что мнения экспертов, высказанные корреспонденту "Труда", в какой-то мере позволят избежать этого.

Владимир ЧЕКАНОВ, заслуженный юрист РФ, профессор, академик, генерал-майор юстиции:
- Терроризм, объявивший войну всему обществу - и прежде всего обычным гражданам России, - заставил многих из нас понять главное: не может быть надежной система государственной безопасности, если в этом государстве не защищен каждый человек. Трагедия в Беслане еще раз доказала нам всем, что безопасность граждан должна быть основой системы национальной безопасности страны.
К сожалению, в новом законопроекте не прописаны важнейшие статьи по защите прав тех, кто уже пострадал и может в дальнейшем пострадать от терактов.
Игорь ТРУНОВ, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, первый вице-президент Федерального союза адвокатов России:
- Нормативная база, регламентирующая борьбу с терроризмом в России, явно несовершенна. Мы не боремся с терроризмом, а "реагируем" на террор, ловим мелких исполнителей. Количество потерпевших растет, платить нечем.
Сегодня не ведется даже статистический учет разбросанных по России людей, потерпевших от терроризма. Нынешняя судебная практика ущербна, от силы 10% потерпевших имеют право на компенсацию. Велика разница в возмещении вреда "простому" человеку и сотруднику, принимающему участие в контртеррористической операции. Бросается в глаза отсутствие норм, регламентирующих борьбу с финансированием терроризма. Приняты поправки в статью 205 УК РФ, объявившие уголовно наказуемым финансирование терроризма, но закон не раскрывает содержание этого понятия: если финансовые средства предоставляются не напрямую, а различными посредническими лицами, то, выходит, они уголовно не наказуемы.
Назрело принятие отдельного Федерального закона "О защите прав потерпевших от насильственных преступлений и терроризма", который содержал бы порядок применения подписанной, но не ратифицированной Европейской конвенции "О защите жертв насильственных преступлений".
Людмила АЙВАР, доктор юридических наук, член-корреспондент РАЕН, почетный адвокат России:
- Вопрос о создании механизмов возмещения вреда гражданам, пострадавшим от терроризма, является сегодня одним из самых актуальных.
На сегодняшний день единственной нормой, определяющей возмещение вреда, является ст.17 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", но и она не имеет четких формулировок и не является достаточной для правоприменения. В итоге суды возмещают только утрату трудоспособности и потерю кормильца, тогда как закон говорит о возмещении вреда в полном объеме - вреда материального и морального. Однако наши суды решили не урегулированную законом проблему стоимости жизни очень просто - путем ее игнорирования.
Не исключены и имеющие место правовые пробелы, когда правоприменитель возлагает возмещение вреда на лиц, непосредственно виновных в причинении вреда жертвам теракта. Понятно, что жертве вред от террориста-смертника или шахидки, подорвавшей себя, не будет возмещен никогда. Если даже террорист пойман и осужден, нет никакой гарантии, что вред с его стороны будет возмещен.
В нынешнем проекте закона "О противодействии терроризму" не определены четко ни срок, ни критерии, ни принципы порядка возмещения вреда, тогда как правительство должно разработать этот порядок. Остаются вопросы: в каком случае выплаты могут производиться за счет конфискованного имущества, по каким критериям, кому и в каком размере?
В итоге возмещение морального вреда исключено.
На мой взгляд, проблему можно решить двумя путями. Первый: новый закон должен гарантировать пострадавшим возмещение вреда как материального, так и морального, что прописывается в специальной норме и в порядке, установленном гражданским законодательством. Второй путь: принимается специальный закон "О возмещении вреда, причиненного во время террористического акта", где указаны порядок, механизмы возмещения, критерии в определении размера этого возмещения, источники финансирования...
И еще одно: используя опыт европейских стран (например, Франции), нам пора приступить к созданию в России специального Гарантийного фонда, куда будут поступать средства арестованных и конфискованных счетов, средства федерального бюджета, благотворительные поступления для возмещения вреда пострадавшим.